Интервью газеты “Аравот” с востоковедом, экспертом Института востоковедения, доцентом Аракс Пашаян
— Уже минуло более 40 дней с того дня, когда, начался осуществляться геноцид езидов- с 3-го августа. Хотя и известно о том, что исламские экстремисты начали процесс по захвату территорий для будущего своего так называемого “Халифата” еще в июне месяце. Что произошло, какие были факты зарегистрированы за эти 4 месяца или 40 дней? Что в данный момент происходит на севере Ирака?
— По сути, под угрозой находится суверенитет Ирака. Насилие и военные действия продолжаются. Захвачены северные регионы, в том числе Мосул, в котором “Исламское государство” сформировало государственные объединения, в качестве законодательного источника жестко применяя шариат. Некая часть езидов продолжает пребывать в изгнании. Как армия Ирака, так и курдская армия – Першмега, продолжают сопротивляться и бороться с “Исламским государством”.
Читайте также
— Периодически местные и международные эксперты разного уровня выражают мнение, что США стоят у истоков этих “историй”, являются, так сказать, зачинщиками и подстрекателями. Чем обусловлено такое мнение, и согласны ли Вы с ним?
— Вообще после вторжения США в 2003 году Ирак оказался в затяжном и, в каком-то смысле, контролируемом хаосе, и не может выйти из этого состояния до сих пор. Во времена правления Саддама Хусейна Ирак, имеющий арабские националистические очертания, являлся влиятельным государством – с мощной армией, стабильной экономикой, хотя и с авторитарным режимом. Программы США по утверждению демократии в этой стране не только провалились, но и плюс к этому страна была ввергнута в беспрецедентный кризис, создав тем самым очаги напряженности в регионе. Продолжающаяся долгие годы война вывела на поверхность те давние, глубинные противоречия, которые имели место между шиитами у суннитами. С другой стороны, возросла напряженность вокруг противоречий между существующими в Ираке многочисленными этническими и концессионными общинами. Ирак превратился в ту самую ось, вокруг которой столкнулись суннитские интересы и выгоды различных силовых центров региона, в том числе: Ирана, Турции, Персидского залива. По всей видимости, цель сверхдержав заключалась в том, чтобы ослабить региональные силовые центры, в том числе — Ирак и Сирию, получив тем самым возможность полностью контролировать весь Ближний и Средний Восток.
— Несколько дней назад даже пресс-секретарь Белого дома заявила о том, что США находятся в состоянии войны с исламскими экстремистами — с организацией ISIS, хотя и госсекретарь США Джон Керри до этого отверг эту формулировку. Что же получается — США борются со “змеем, пригретым на своей груди”? Между США и ISIS действительно имеет место военная ситуация?
— США несут ответственность за стабильность, целостность и суверенитет Ирака, и, быть может, пытаются продемонстрировать, что они готовы к ответным мерам. Много говорится о том, что власти США, возможно, пойдут на сотрудничество с режимом Аль-Асада. Уже были осуществлены военные действия. Насколько решительны и искренни заявления и действия США, направленные против “Исламского государства”, — вопрос спорный. В конце концов, если бы не было постоянной поддержки со стороны отдельных сверхдержав и стран региона, оказываемой группировкам исламских экстремистов — в борьбе с Башаром Аль-Асадом, то не было бы сегодня и “Исламского государства”, которое представляет собой серьезную угрозу не только для региона, но и для международного сообщества и стран того же ЕС.
— Насколько, по-Вашему, высока вероятность начала Третьей Мировой, о чем в последнее время также часто говорят эксперты?
— Создавшаяся ныне в международных отношениях ситуация весьма похожа на времена Холодной войны, когда США и Советский Союз находились в противостоянии друг с другом на территориях третьих стран. Аналогичные тенденции наблюдаются и сегодня. С одной стороны – США со своими союзниками, а другой – Россия – со своими.
— Все говорят о том, что на заре 21-го века мир проявляет такую же безучастность и настолько же далек от страданий езидов, как в начале 20-го века он повел себя и был далек от страданий армян: корабли Запада вновь не смогли подняться на наши горы… Чем можно объяснить такую нерасторопность, которая длилась неделями и стоила тысяч человеческих жизней уже сегодня, в наши дни?
— Трагедии народов будут происходить всегда. Это неизбежно в условиях такого соперничества между сверхдержавами и особенно – нынешней гонки вооружений.
— И наконец: роль Армении во всем этом. Как Вы оцениваете позицию нашего государства в связи с событиями на Ближнем и Среднем Востоке?
— Армения хоть и находится в некоторой отдаленности от непосредственного очага противостояния, однако мы живем в этом же регионе. Непосредственные наши соседи – Иран и Турция, принимают участие в региональном конфликте. Кроме этого, существуют армянские общины не только в Сирии, но и в Ираке, в том числе — на севере этой страны, в Курдистане. (Отметим, что в Иране армянский язык считается одним из официальных языков государства.) Около 60 армянских семей, проживающих в Мосуле, были вынуждены бежать в результате нападения “Исламского государства”, бросив все свое имущество, покинув свои дома и, наконец, армянскую церковь. Так что, Армения должна держать в центре своего внимания существующие проблемы и продолжать поддерживать на международном уровне усилия, направленные на восстановление мира и установление стабильности в регионе, пытаясь также поднимать вопросы национальных меньшинств Ближнего и Среднего Востока, в том числе — вопрос езидов, что она уже собственно и реализовала.
Беседу вела Меланья БАРСЕГЯН
газета «Аравот»