Гостями цикла передач «Лицом к лицу» онлайн-газеты «Аравот» являются депутат парламентской фракции Республиканской партии Гамлет Арутюнян и диссидент советского периода Азат Аршакян.
Арам Абрамян: – Самыми распространенными о независимости Армении и других постсоветских республик являются разговоры о том, что мы ее не завоевали, то есть, мы не просили метрополию, мол, дорогие русские, мы решили стать независимыми, мы провели референдум и стали независимыми, а метрополия сама развалилась, и мы воспользовались этим развалом. Согласны ли вы с тем, что мы приобрели независимость не своими усилиями?
Азат Аршакян: – Приобретение объясняется одним – армянским государством, то есть, существование Армянской Советской Социалистической Республики уже было достижением, потому что тот режим, который предусматривался Московским договором от 16 марта 1921 года, был режимом угасания. Предполагалось, что спустя некоторое время армянский народ покинет территорию резервации нежизнеспособной республики и разбредется по всему миру, не будет населения, не будет головной боли, но народ Армении, вопреки этой программе, смог удержать, сохранить и даже развить и еще более усилить эту республику, и этим мы уже поставили мир перед фактом – мы требовали, мы уже завоевали.
А.А.: – В 1991 году мы ведь не очень мучались для завоевания, не так ли?
Читайте также
Азат Аршакян: – Мучения были до этого, все 70 лет были мучением, после этого, конечно, Советский Союз развалился, абсурдно говорить, что не мы его разрушали, Советский Союз развалился в результате внутренних проблем и под тяжелыми ударами противника. Но мы могли бы не требовать и не получить это государство – Республику Армения, если не чувствовали в этом необходимости. Но это для нас было не только вопросом чести, мы заслужили это право.
А.А.: – Согласны ли вы, что мы приложили какие-то усилия для завоевания независимости?
Гамлет Арутюнян: – Имелись зачатки стремления к независимости, начало всему положили именно личности, и наша независимость есть следствие объективной закономерности, империя развалилась, и, естественно… на практике было невозможно оставаться в составе России. С чем можно было оставаться в разрушенном государстве, ведь Россия почти не имела государственных структур?
Азат Аршакян: – В порядке реплики скажу, что некоторые республики провели весной референдум за то, чтобы остаться, но и они стали независимыми.
Г.А.: – Я могу добавить, что существовали управляемые процессы, и как управляемым процессом был развал, точно так решались и судьбы республик. Развал Советского Союза или обретение независимости этими республиками ведь не было стихийным движением. Они управлялись из единого центра, и до сих пор никто не знает, где находится этот центр, и так как существует мировое правительство, откуда осуществляется управление мировыми процессами, хотели мы того или не хотели, но должны были стать независимыми.
Азат Аршакян: – Я согласен, что, к счастью, развал был управляемым, хаоса и настоящего развала в целом не было, это большое счастье. Это управление осуществлялось и на местах, и, скажем, при поддержке мировых сверхдержав. Мы знаем, что существует ООН, имелась организация сотрудничества с Европой, тогда она называлась по-другому, и есть, конечно, НАТО. Они совместно не позволяли, чтобы возник хаос, как это произошло после октября 1917 года.
Обсуждение полностью
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества — Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества — Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества — Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.