Не знаю, есть ли необходимость в изменении Конституции. Но если такая необходимость есть, то в отличие от аналогичных попыток 1995 и 2005 годов, это должно быть сделано на основе консенсуса основных политических сил. Если этого консенсуса нет, если так же, как и в предыдущих случаях, оппозиция откажется от обсуждения Основного закона как такового, по сути, мотивируя исключительно политическими причинами, то значит никакие изменения не нужны. И в 1995-ом, и в 2005-ом оппозиция не приняла результаты референдумов, справедливо считая, что они были сфальсифицированы. Тоже самое произойдет и на этот раз, проведи они такой референдум сегодня. Наш народ и без того относится к Конституции без тени какого-либо пиетета, так стоит ли углублять такое пренебрежение?
Проект Конституции не должен становиться предметом политической пропаганды, в том смысле, в каком он используется в Армении. Если есть сомнения, что проект “подгоняется под размер” того или иного руководителя, о чем говорят и о чем говорится уже в третий раз, то стало быть необходимо предпринимать определенные шаги для того, чтобы сомнения эти развеять. Как же это сделать в данном случае? Представители правящей РПА, в частности, вчера – Галуст Саакян, отмечают, что президентская форма правления их абсолютно устраивает, но с целью развития демократии они, пожалуй, выступят за парламентскую систему управления.
Самым легкий путь — следующий: довести до конца обработку концепции изменений — с Венецианской комиссией и со всем остальным, обнародовать концепцию, дабы каждый имел возможность ознакомиться с ней и высказать свое мнение. Затем объявить, что процесс изменения Конституции настолько важен, что его следует всячески оградить от попыток политических спекуляций, следовательно продолжение этого процесса откладывается до 2018 года. Конечно, в этом случае Тройка заявит, что их митинги напугали РПА и вынудили правящую партию отступить от осуществления программы собственного воспроизводства путем изменения Конституции. Однако повторю: доверие к Основному закону намного важнее любых политико-тактических соображений.
Я уже как-то говорил о том, что воспроизводство власти или смена власти абсолютно не имеют никакого отношения к Конституции. И именно в этом заключается наша главная проблема. Например, в 50-ой статье Основного закона говорится, что президентом РА может стать человек, который является гражданином РА в течение не менее последних 10 лет и на протяжении последних 10 лет проживающий в Армении. Последовал ли этому простому предписанию, выступающий сегодня в качестве апологета конституционного порядка, второй президент РА?