Из зала посольства вынесли все записывающие устройства, разрешили остаться только личному оператору президента.
Вся остальная часть выступления президента представляла собой монотонный доклад: беспрецедентный рост экономики, сокращение объемов миграции, успехи во внешней политике, дипломатии. Затем последовали наши вопросы — об ответах президента судите сами.
Лариса ГРИГОРЯН, процитировав слова Шарля Азнавура, — “Пройдет не так уж много времени и Армения превратится в пустой черепок, — кому это выгодно, богачам – разбойникам, нескольким мафиози? Я знаю, что у нас есть маленький несчастный кусок страны, который изо дня в день погибает”, — спросила:
— Господин президент, если Вы согласны с этим мнением, то как можно предотвратить растущие изо дня в день объемы миграции и нищеты?
Читайте также
— Я очень уважаю Азнавура как музыканта, но он очень далеко находится от Армении и не владеет ситуацией. Что же касается растущей миграции, то Вы — учитель армянского языка, но плохо разобрались со смыслом слова “растущий”.
(И президент перечисляет цифры. Во столько-то и на столько-то выросла экономика, такое-то увеличение валовой продукции, что и привело к сокращению миграции в 2012 году). Вы не согласны с тем, что жизнь стала еще лучше, на улицах Еревана стали одеваться лучше.
-Нет,- выкрикнула из последнего ряда Тамара МЕЛКОНЯН, — Армения – это не только Ереван, поезжайте в села и Вы увидите, какая там царит нищета!
-Встаньте, поглядим, кто Вы такая. Откуда Вы знаете, сидя тут?..
-Знаю, — сколько денег я раньше посылала своим родственникам, столько же и посылаю сегодня, — говорит параллельно с президентом.
-Дайте мне сказать, да. Вы своих родственников не спрашивайте, да, Вы верьте международным цифрам. Результатам международного мониторинга. В это верьте.
Армен КОЛОЯН: – Господин президент, в результате прибавления-вычисления названных Вами чисел, получается, что в 2012-ом Армению покинули 38.000 человек. А это очень большое число.
-Приехали сюда и беспокоитесь? Возвращайтесь — нас будет много. Наша статистика еще не опубликовала цифры за 2013 год. Опубликует, посмотрим.
Баграт АРАКЕЛЯН: — Не скрываю, я являюсь участником организованной сегодня демонстрации. Большинство проживающих за рубежом армян против присоединения Армении к Таможенному союзу. Почему, принимая такое решение, Вы не спросили мнение Диаспоры. Провели бы референдум.
— Вы интересный человек, приехали сюда и хотите решать судьбу Армении? Пусть эти вопросы решают проживающие в Армении люди, вы к этим вопросам отношения не имеете. Они должны решать, должна быть Армения в ТС или нет. Я не могу за одну ночь спросить мнение у всех вас, ты читал соглашение о свободной торговле с Евросоюзом, какие там условия?
— Я не читал, я просто долгое время жил в России, затем переехал в Европу и могу сравнивать.
-Наш выбор не является цивилизационным выбором. Это выбор, который отвечает экономическим интересам нашего народа. Мы не можем заключать соглашение о Свободной торговле и втрое повысить цену на газ, электричество. Если вдруг выяснится, что коньяк не соответствует европейским стандартам, то нам нельзя будет выращивать виноград и так далее. Вы этого хотите? Сделали здесь, скажем, впятером демонстрацию, — что вы этим хотели сказать? Что вы здесь решаете, как нам там жить?
— Мы выразили свое мнение.
-Выражайте свое мнение у себя дома. Я еще не знаю ни одного случая, чтобы президент шел на переговоры, обнародовав все свои аргументы. Мы еще не являемся членом ТС, парламент должен утвердить еще 150 законов, а Национальное Собрание – это голос нашего народа.
Акоб АСАТРЯН: — Считаете ли Вы возможным, чтобы Армения посредством ТС подписала соглашение с ЕС вокруг зоны свободной торговли?
— Проводящая исследования компания “Экоис” опубликовала данные: соглашение о Свободной торговле в короткие сроки обеспечит 1-процентное увеличение валового внутреннего дохода РА, в средней и долгосрочной перспективе — 2-3-процентое. Ну, соотнесите это с наименованиями товаров. С одного только газа, естественного алмаза, сырьевых материалов топлива. Только с этого доходов в несколько раз больше. Кроме этого, странам-членам ТС Россия продает нефтепродукты на 30% дешевле, — и что теперь нам делать, сказать – нет, мы будем платить больше и присоединимся к программе ассоциативности? Чехия в два раза больше платит “Газпрому” — 1000 за кбм. В Европу мы экспортируем алюминий, медный и молибденовый концентрат. Какой бы другой договор мы ни заключили, все равно – они с удовольствием будут принимать этот концентрат. Не думаю, что мы и в будущем сможем продавать в Европе хотя бы 150 бутылок коньяка ежегодно, а в России мы продаем по 150 млн. бутылок в год. Мы органически связаны с экономикой стран СНГ, в этом причина вступления в Евразийский союз. Мы очень хорошо понимаем, что экономические отношения в Европе опережают нас на 20-30 лет, но что нам делать – заключить соглашение о свободной торговле и увеличить бедность в стране? Убежден, что настанет время и для заключения через ТС договора о зоне свободной торговли с Европой. Это неизбежно.
Шушан ЗАКАРЯН: — Я не могу обратиться к Вам, как к своему президенту, поскольку я Вас не избирала, то есть, собственно я этой возможности лишена. Хочу спросить: когда будет восстановлено избирательное право граждан Армении, проживающих за рубежом? Не говорите: проезжайте в Армению и выбирайте. Я предпочитаю высылать эту сумму своим нуждающимся родственникам, которые остались в Армении.
— Действительно, сложный вопрос, поскольку наши посольства есть не во всех странах, стало больше граждан с двойным гражданством. Если, скажем, мы в Праге откроем пункт для голосования, кто-нибудь из Брно скажет: откройте и здесь. Или как вы себе это представляете в случае с Россией? Как из Сибири будут приезжать в Москву и Питер, мы же не будем повсеместно такие пункты открывать? Я понимаю, что вы помогаете Родине экономически, но избрание президента в первую очередь является правом живущих в Армении людей. Но если мы станем настолько развитыми, что сможем обеспечивать прозрачность и справедливость, то сможем обеспечить электронное голосование и решить эту проблему, но это трудно и в будущем также будет трудно.
Анна КАРАПЕТЯН: — На информационном поле мы уступаем Азербайджану. Если так будет продолжаться и дальше, то и Арцах ускользнет из наших рук. Нельзя ли сформировать здесь Европейский пресс-центр и активным образом оказывать сопротивление в информационной войне Азербайджана?
-С чего это вы заключили, что Арцах ускользнет из наших рук? Если это так, то почему же Азербайджан не подписывает последние соглашения? Я не понимаю, о чем речь, что такое Европейский пресс-центр? Думаю, что нам это не нужно, поскольку мы на информационном поле Азербайджану не проигрываем.
Арсен, бизнесмен из Брно: — Я хочу поговорить о монополизации бизнеса. Например, почему импортом сахара в стране занимается только один человек?
-А чего ты хочешь, чтобы в маленькой стране сахар импортировали десять человек?
-Я занимаюсь транспортным бизнесом. Говорят, что в Армении этот бизнес не прибыльный. Если он не прибыльный, так дайте же его мне, я его реанимирую. У меня есть опыт, я наведу порядок и закон.
-Ты приезжай в Армению, утверди свой бизнес, и если будут проблемы – обращайся ко мне.
Акоб АСАТРЯН: — Программы телевидения совершенно бесполезные, трансляция на русском языке, они вульгарные, детские передачи транслируются ночью.
-Большая часть телеканалов – частные, я не имею право вмешиваться. Что касается (телеканала) «H1», то согласитесь – многое изменилось, есть свежие и интересные рубрики. Может по спутниковому телевидению передают что-то другое, но в Ереване – все очень хорошо.
Шушан ГАЗАРЯН
Прага