В рубрике “Лицом к лицу” электронной версии газеты “Аравот” тему обсуждают депутат Верховного Совета Альберт Багдасарян и депутат Национального Собрания Ширак Торосян (РПА).
Арам Абраамян: — Среди читателей “Аравот” есть группа активных пользователей, один из них – Арсен, который задал следующий вопрос: “Кто считается представителем диаспоры? В частности я 17 лет проживаю во Франции, получил гражданство, — я являюсь членом диаспоры? Прошу прямо ответить – да или нет.”
Альберт Багдасарян: — Вопрос задан очень прямой, ответ на который зависит от того, как я интерпретирую понятие “диаспора”. Для меня диаспора имеет иное, отличное от принятого в Армении, значение.
Читайте также
А.А. – Можете коротко объяснить формулу?
А.Б. – Все те армяне, которые живут не в Армении, и помимо местных проблем проявляют активность в становлении государства Армении, в вопросе усиления мощи, понимая, что становлением государственности в Армении и усилением ее мощи обусловлено их собственное – как армян, существование, — все они для меня представители диаспоры. Все остальные – это иностранные граждане, независимо от того, заканчиваются ли их фамилии окончанием “-ян”, или нет, — все они иностранцы армянского происхождения. Следовательно, если некто, проживающий 17 лет во Франции, желает активным образом принимать участие в становлении независимого государства Армении, помимо заинтересованности в местных проблемах армянской общины во Франции, хочет также активно помогать государству Армении, я не имею в виду финансовую помощь, финансовая составляющая — в последнюю очередь, то вот такого человека я буду считать представителем диаспоры.
А.А. – Наши соотечественники, которые покинули Армению в последние 20 лет, являются для Вас представителями диаспоры, или нет?
Ширак Торосян: — Я сам из системы и должен добавить, что все те, кто имеют восприятие национальной идентичности и считают себя армянами, и в ходе своей жизни, деятельности и устройства быта частично либо всецело занимаются также национальными проблемами, те люди, которые пытаются быть полезными для родины, являются представителями диаспоры. Диаспора состоит из двух частей: классическая диаспора, в которую входит армянство, оказавшееся в результате трагических событий 1915 года в другой стране, и вторая – армянство эмигрировавшее в иные страны, начиная с 1980-х и с большей интенсивностью – в 90-х, которое пополнило ряды Диаспоры, и представителей это части принято называть “новой диаспорой”.
А.А. – Арсен, кроме того, спрашивает – наверное, в связи с конференцией: “Кем уполномочены представители “спюрка” и кого они представляют? Лично я не помню, чтобы спрашивали мое мнение.”
Ш.Т. – Вопрос довольно глубокий: в диаспоре есть многочисленные структуры, политические партии, традиционные, религиозные структуры – по меньшей мере наши 3 церкви, национальные, культурные спортивные структуры, которые имеют национальную направленность. Естественно, на конференцию приглашаются представители этих структур, а также приглашаются представители общинных структур. Если молодой человек является патриотом, активным армянином, желает каким-то образом помочь родине, участвовать в этих процессах, почему бы и нет – на конференции, то в этом случае я бы посоветовал просто проявлять активность в какой-нибудь общинной, национальной структуре, и в этом случае возможно он получит приглашение. Либо он может создать собственную организацию. Миллионы структур во всем мире представляют армянство , сложно сказать, кроме отдельных, частных влиятельных лиц, остальных трудной найти.
А.А.— Что же получается? Имеет место Всеармянская конференция “Армения-Диаспора”, и наши соотечественники говорят, что эти люди, которые сейчас представляют диаспору, — они на самом деле не представляют диаспору? Как решить этот вопрос?
А.Б.— Я с человеком, задавшим вопрос, согласен, поскольку ты являешься частью бесполезной функции, такой какими являются конференции “Армения-Диаспора”, — когда неправильно заложен фундамент, то уже возникают разные вопросы. Прежде всего, что такое конференция? Собирается тысяча человек, выступают, хотят решить какую-то проблему. Во-первых, диаспора неоднородная система, представляют ли собой армяне, проживающие в Джавахке, диаспору, — у них совершенно другие проблемы, а у европейского, американского армянства могут быть — совершенно другие, у армян Турции, у российских армян – третьи. Какую решили проблему тысяча человек за 2 дня, я не представляю. Я себе другое представляю: внешнеполитического ведомство Армении или президентский аппарат вырабатывают соответствующее отношение к нуждам, проблемам каждого региона. Мы не можем требовать от проживающих в России, пусть и по словам Путина 2.5-миллионного армянства то же, что и от армянства Америки или Франции, поскольку последние являются демократическими странами, там голос имеет вес и граждане, воспользовавшись правом голоса, могут как-то влиять на политику.
Подготовил Арам АБРААМЯН
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества – Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества – Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества – Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.