Церковь в ширакском селе Айкадзор на армяно-турецкой границе, которая была построена в 986 году и носит имя Святого Григория Просветителя, стало, так сказать, заложником за колючей проволокой. Хотя церковь и находится на административной территории села, однако сельские жители не имеют права ее посещать, молиться, ставить свечки, справлять свадьбы. Могут попасть туда только при наличии специального разрешения русских пограничников. А оно выдается не всегда.
Как рассказывают сельчане, около 15 лет назад турки украли из села большое количество скота, что и стало причиной ужесточения контроля за границей. Бывшие власти села обратились к правительству страны с просьбой решить вопрос высвобождения церкви из-за колючей проволоки и ее ремонта. По словам сельчан, о проблеме в курсе и Католикос, однако он и по сей день не нашел решения.
Сегодня мы посетили церковь в сопровождении российских пограничников: чтобы дойти до святого места, являющегося неделимой частью села, мы были вынуждены проделать огромный путь. И если бы не колючая проволока, на это потребовалось бы всего 5 минут. Как бы то ни было, на кресте церкви были видны следы от выстрелов…
Как сообщили сельчане, за колючей проволокой сохранились и два лобных камня, на которых турки обезглавливали армян. Большинство местных жителей являются потомками армян, беженцев из Муша и Басена. Несмотря на то, что социальные условия в селе плохие, дороги разбиты, есть проблемы также и с транспортом, сельчане пожаловались, что проходящий мимо села поезд здесь не останавливается, Южно-Кавказская железная дорога их за людей не считает, тем не менее, они не хотят покидать свои места.
Читайте также
«Мы уже знаем, каково положение в соседнем селе Харков, там остался один житель, и находящееся неподалеку от развалин Ани село полностью обезлюдело. Уверяем, что мы не предоставим туркам такой радости. Мы не покинем наше село, пусть турки убираются с нашего поля зрения, с нашей исторической земли», – сказал в беседе с нами 60-летний житель села. Жители этого села говорили сдержанно, без излишних эмоций, через нас сделали предложения президенту страны.
К проблемам села, а также к историям спасшихся от геноцида сельчан мы вернемся в наших последующих репортажах.
Нуне АРЕВШАТЯН