В рубрике “Лицом к лицу” электронной версии газеты “Аравот” тему обсуждают председатель Союза работодателей Армении Гагик Макарян и президент медиа-холдинга “Антарес” Армен Мартиросян.
Арам Абраамян: — Правительство заявляет, что снижение оборотного налога с 3,5 процентов до 1 процента будет способствовать развитию малого и среднего бизнеса. Вы с этим согласны с философской точки зрения?
Гагик Макарян: — Да. Еще год назад – во время предыдущего правительства, с помощью специалистов Европейского банка реконструкции и развития была проведена оценка состояния бизнеса именно в торговой сфере, и уже тогда выяснилось, что несколько тысяч компаний были вынуждены закрыться. И в основном проблема заключается в том, что в виду сокращения населения, роста бедности упала покупательная способность, и торговые компании почувствовали это самым очевидным образом непосредственно на себе. Были проведены в то время предварительные консультации о том, какую можно предложить модель, которая бы способствовала оздоровлению ситуации. Встретившись в тот период с представителями различных негосударственных структур, мы разработали модель с несколькими вариантами “или-или”, дабы обеспечивалось до 60 процентов оборота либо до 80 процентов, и при этом он (налог) еще имел бы право оставаться 3,5-процентным. Но, я не знаю, как это произошло – правительство сменилось, очень быстро закон был записан в таком виде, что сразу “жестко” была принята некая категория, то есть: 100-процентная документация, а если нет – то последуют соответствующие санкции: предупреждение, затем – административное взыскание в размере 20000 драмов, затем — 5%, затем – и 20% НДС.
А.А. – Вы также согласны с тем, что снижать было разумно?
Читайте также
Армен Мартиросян: — Понижение налога – это тоже самое, как если бы бизнес сообществу или малому бизнесу вручили бы цветы, однако есть большая разница, когда ты эти цветы вручаешь — когда этот бизнес все еще жив-здоров, или ставишь эти цветы уже ему на могилу, особенно, если его убийцей являешься именно ты. То есть, если проанализировать ситуацию с 2008-го по сей день, то власть убила бизнес, а теперь ставит цветы на его могилу.
А.А. – То есть, на выздоровление, выживание больше надежды нет?
А.М. – Если власть обладает навыками реанимации и божьим даром, то, возможно, она и есть.
А.А. – Стало быть это – бессмысленный шаг?
А.М. – Когда в 2008 году исчез закон об упрощенном налоге, и вошел в оборот закон, согласно которому налог взимался с оборота, но при этом было необходимо предъявлять и затраты, и продажи, то тем самым мы наших граждан, наших представителей малого и среднего бизнеса приучили к тому, что комплектация документации, регистрация – процесс правильный, и они это делали. Но к такому настолько же сложно приучить, насколько легко отучить, деградировать, и в 2013-ом вошел в оборот 3,5-процентный налог с оборота. Если провести параллели с выборами, то мы увидим следующее: когда мы начинаем жаловаться на закон? – когда уже применяются взыскания-штрафы, когда приходит время расплачиваться. Этот день настал 20 апреля 2013г., когда уже завершились выборы, т.е. общественность получила сюрприз: что это значит, когда налог с 1% повысился до 3,5%, т.е. в 3,5 раза бремя бизнеса утяжелили, а теперь они уже хотят сделать обратный ход, поскольку увидели, что не справились с этими бременем в 3,5%.
Цикл передач «Лицом к лицу» осуществляется со стороны «Фондов Открытого Общества – Армения». Мнения и аналитические выводы, нашедшие место в этой передаче, отражают мнение участников и не утверждены «Фондами Открытого Общества – Армения» или его Советом. Подготовка этой передачи стала возможной благодаря полной финансовой поддержке «Фондов Открытого Общества – Армения» в рамках Программы поддержки СМИ, грант N18624.