Поскольку, по мнению бывшего министра иностранных дел НКР Армана Меликяна, протоколы «к черту на кулички» Серж Саргсян послал не от своего имени, а от имени многих граждан РА.
— Как Вы оцениваете выступление президента Армении Сержа Саргсяна в ООН? Существует точка зрения, что за все время своего президентства Серж Саргсяна впервые обратился к международному сообществу в столь жесткой, но в то же самое время уравновешенной речью — с правильно расставленными акцентами. Вы разделяете такое мнение?
— Странное определение. Речь может идти либо о жестком, либо о мягком, либо — уравновешенном выступлении. Оно не может быть одновременно и жестким, и уравновешенным. Другой вопрос – насколько оправдана эта жесткость, и насколько она адекватна к существующей ситуации. Мне кажется, что она адекватна, поскольку как минимум констатирует провал общих усилий по нормализации армяно-турецких отношений. По большому счету, это было признанием в бесперспективности процесса печально известных и демагогичных армяно-турецких протоколов, начавшегося в 2008 году, которое прозвучало с трибуны ООН. Как обычно, господин Саргсян в контексте противостояние между Азербайджаном и Арцахом сказал обо всем, кроме проблемы армянских беженцев из Азербайджана, следуя вредоносной традиции своих предшественников. Не затрагивая эту тему, говорить о других аспектах конфликта, является бессмысленной и бесплодной потерей времени, — это единственный вопрос в контексте урегулирования конфликта, предметное и всестороннее обсуждение которого, может наконец привести к реальным решениям.
— Почему Серж Саргсян не может или не стремится к уравновешенности и во внутренней политической жизни?
Читайте также
— Это проблема стиля работы, которая, возможно, взаимосвязана также с особенностями мировоззрения. Мне бы очень хотелось, чтобы он, а также все его последователи, в качестве важного шага к сохранению уравновешенности, внесли в обиход обращение “Вы”, разговаривая со своими подчиненными и гражданами страны. Это проблема психологическая — когда субъект, занимающий руководящий пост, к своим подчиненным или рядовым гражданам в ходе общения обращается на “ты”, прекрасно понимая, что они не могут обратиться к нему аналогичным образом. Он должен осознавать, что все слои правящей системы руководствуются примером, который он подает. Уверяю, что эта, с первого взгляда кажущаяся, возможно, несущественной деталь, может стать серьезным толчком для формирования совершенно новой атмосферы – власть обязана всегда находиться на достойной высоте.
— Говоря с трибуны ООН об армяно-турецких протоколах, Серж Саргсян в буквальном смысле послал их “к черту на рога”, сказав следующее: “Эти протоколы уже на протяжении нескольких лет лежат в ящике, ожидая ратификации со стороны парламента Турции. Официальная Анкара открыто декларирует, что она ратифицирует эти протоколы лишь в том случае, если армяне сдадут Азербайджану Нагорный Карабах – Свободный Арцах. В Армении и Арцахе очень часто на подобные предусловия люди весьма быстро отвечают: “К черту на кулички — вашу ратификацию”. В этих словах, выраженных на народном языке, сконцентрирована вековая борьба целого народа, который торгующим чужой родиной дает неоспоримое объяснение: Родина – это святое, и уберите ваш торг подальше от нас. Вот в таких условиях сегодня официальный Ереван серьезнейшим образом обсуждает вопрос об отзыве армяно-турецких протоколов с повестки парламента.” Между тем в свое время он являлся первым сторонником протоколов. Призвано ли было это выступление также подготовить почву для отзыва протоколов из парламента Армении?
— Он отправил их к черту не от своего имени, а от имени многих граждан РА, так что лично для него мосты не сожжены. Протоколы априори были мертворожденными, и стороны их предварительно подписали, исключительно исходя из тактических соображений. Армяно-турецкая вражда является удобным политическим инструментом в руках иностранцев в контексте обеспечения своих собственных геополитических интересов в нашем регионе. Если к этому прибавить еще и то, что в турецкой и армянской среде также за десятилетия сформировались группы, получающие непосредственную выгоду из этой вражды, то становится ясно, что реальная нормализация отношений сегодня имеет больше практических противников, чем сторонников.
— На фоне официального приглашения, направленного президенту Турции в преддверии столетия Геноцида армян, — какую роль может сыграть отзыв протоколов, и в плане дальнейших развитий – к чему это приведет? Пойдет ли Турция на более радикальные шаги в отношении Армении, тем более, учитывая тот факт, что в свое время Эрдоган сам намекнул о нелегально проживающих в Турции 70 тысячах армян?
— Армяно-турецкие отношения в будущем, по всей видимости, приобретут особую важность, особенно в контексте усиливающегося системного кризиса в отношениях Россия-Запад. Не исключается, что такое резкое поведение господина Саргсяна также обусловлено этим обстоятельством – совершенно очевидно, что он свое слово адресовал новоизбранному президенту Турции и новоназначенному премьер министру, которые, вероятно, будут руководить страной в течение ближайших нескольких лет. Думаю, что, проанализировав, можно выяснить, кому сегодня выгодно обострение армяно-турецких отношений.
— Могут ли удостоиться практического отклика аргументы, озвученные в СБ ООН Сержем Саргсяном, по поводу невыполнения резолюций СБ ООН по проблеме НКР со стороны Азербайджана, или это являлось лишь необходимой констатацией фактов?
— Все четыре резолюции ООН были приняты уже в условиях начавшейся войны, и преимущественно относятся к задаче немедленного прекращения военных действий. В них Республика Армения действительно не представлена в качестве воюющей стороны. После того, как отец Алиев стал президентом Азербайджана, Армения под давлением России была вынуждена признать себя стороной конфликта и в этом статусе подписать договор о прекращении огня. Если мы желаем выйти из этого порочного круга, то нам следует выступить с новыми аргументами и обоснованиями.
— Вчера был обнародован проект документа о вступлении Армении в ЕврАзЭС. Какие в нем содержатся риски, по-Вашему?
— Мы собираемся интегрироваться в некое общее экономическое пространство, в отношении которого уже сегодня применяются экономические санкции, что не может не сказаться на экономике нашей страны. Пожнем ли мы пользу, или вред — покажет время. Сперва должно быть подписано соглашение, затем постепенно начнут применять установленные соглашением нормы. Насколько я понимаю, для Армении установлены некоторые временные привилегии и льготы. Но не будем опережать события, поскольку геополитические изменения в наших соседних регионах настолько быстро происходят, что мы уже через насколько месяцев можем оказаться в совершенно новой геополитической ситуации.
— Будет ли подписано 10-го октября, как и запланировано, соглашение о вступлении Армении в ЕврАзЭС, или все еще есть надежда на то, что одна из сторон воспротивится этому?
— Это — вопрос политической тактики, — важно то, что действующая власть РА заявила о своем стратегическом намерении вступить в этот союз, а в какой именно момент это заявление будет подкреплено подписью на соответствующем документе – считаю уже не столь важным.
Беседу вела — Нелли ГРИГОРЯН