Журналисты Армении бурно отреагировали на слова бывшего депутата парламента Германии Виолы Фон Крамон о том, что армянская сторона – в лице президента, должна вернуть Азербайджану «оккупированные территории», придя таким образом к обоюдному согласию с соседним государством, и покончив с конфликтом.
Дискуссия происходила в столице Германии – Берлине, во время семинара, организованного для журналистов по инициативе фонда Taz. Die tageszeitung. Армянские журналисты отреагировали немедленно: как же мы можем уступить территории, коль азербайджанская сторона постоянно нарушает режим перемирия, коль гибнут армянские военнослужащие, и даже новогодние выступления Алиева кишат антиармянскими лозунгами? Бывший депутат Бундестага, которая, в частности, занималась вопросами Восточной Европы, особенно – Украиной и Южным Кавказом, отметила, что она никогда не бывала в Нагорном Карабахе и поэтому не может говорить слишком много на эту тему, но в то же самое время добавила: “Конечно, Армения может показать свой пример, что она обладает доброй волей. Я знаю, что азербайджанская сторона обладает большой армией, я поражаюсь только, почему Армения не возвращает три, четыре, пять районов, которые оккупировала. Это было бы знаком, прецедентом. Армяне, конечно, спрашивают: а кто нам даст гарантию безопасности, кто гарантирует, что ситуация в Нагорном Карабахе после этого стабилизируется, будет мирной и безопасной?”
Виола Фон Крамон была в растерянности – может все эти вопросы уже обсуждались? – затем добавила: “У меня никогда не было такого впечатления, что армяне действительно хотят это сделать, желают продемонстрировать добрую волю и вернуть эти оккупированные территории.” Затем бывший депутат пыталась вспомнить об одном из соглашений по урегулированию Карабахского конфликта, которое, по ее мнению, может стать лучшим вариантом для решения проблемы, однако о названии этого самого соглашения ей напоминают журналисты – “Мадридские принципы”. “Очень хорошее компромиссное соглашение, когда ты видишь, что может сделать одна сторона, а что – другая”, — сказала она, отмечая, что с этим соглашением президент Армении должен был согласиться, и даже если бы армянская общественность с ним не согласилась, он должен был объяснить значимость данного соглашения: “Да, мы должны отступить на один шаг, но господин Алиев должен сделать это, но он не сделал этого… Ни с одной стороны нет проявления воли. Я понимаю, почему вы это делаете, но сторона Армении ни разу не пыталась прийти к обоюдному согласию.”
Бывший депутат еще долго продолжала бы пытаться раскрывать суть “запамятованных” ею, но считающихся для нее же наилучшим вариантом решения — “Мадридских принципов”, а затем с трудом же вспоминать название главного института урегулирования данного конфликта – МГ ОБСЕ, однако присутствующие на семинаре армянские журналисты прервали ее, напомнив о воинственных заявлениях Алива и последних событиях, которые имели место всего несколько месяцев назад на границе. Возможно это обсуждение продлилось бы дольше, если бы не прозвучал вопрос участника из Азербайджана, касающийся преследований гражданских инициатив в Азербайджане, осуществляемых со стороны руководства этой страны.
Читайте также
Бывший немецкий парламентарий выразила обеспокоенность и по этому вопросу: “Люди действительно находятся под давлением, единственной проблемой является то, что у вас есть газ и нефть. Именно поэтому Европа постоянно стремится к сохранению прочной связи с Азербайджаном. Это боль, это болезнь, трудно смотреть на то, как притесняют гражданское общество в Азербайджане: людей избивают, полиция не может их защитить, многие оказываются за решеткой.”
Рипсиме ОВАННИСЯН