Одним из предместий исторической столицы Ани была деревня Айкадзор, которая сейчас входит в административную территорию Ширакской области, находится на армяно-турецкой границе и из года в год теряет своих жителей. И хотя официально в ней проживает 542 жителя, однако, по словам сельчан, их осталось около половины. Многие переехали на жительство в Гюмри, Ереван, а также в Россию и за рубеж. Один из 60-летних жителей села, Аршалуйс Арутюнян, с болью отмечает, что у него сердце разрывается на части, когда он видит как село покидают люди. «Правительству много чего предстоит сделать в приграничных селах, вы сами видели, что дорога, ведущая к нашей деревне, это позорище. Неподалеку от села проезжает поезд, но здесь не останавливается. Транспорт в ужасном состоянии. Насосная станция села сгорела, в бюджете нет денег, мы не можем позволить себе такую роскошь, чтобы ее отремонтировать, и лишились воды для орошения. Еще одна беда в том, что мы уже 20 лет не можем отправлять нашу скотину на пастбища рядом с границей. Не позволяют, 400-500 га остаются нетронутыми, хотя мы за них платим налог на землю», – жалуется наш собеседник.
Как утверждают сельчане, самым трагичным является то, что в селе вот уже два года не было свадеб. По словам Аршалуйса Арутюняна, его сыну пришло время жениться, но он уезжает в Россию на заработки, каждый год возвращается, оплачивает кредиты, и денег на свадьбу не остается. А на наш вопрос – почему же он тогда продолжает жить в селе со столь неприглядными условиями – Аршалуйс Арутюнян обижается. Он указывает пальцем на Западную Армению и говорит: «Поглядите, отсюда ясно видна граница, если и мы оставим и уедем, разве пес-турок не скажет – вот, все бросили и уехали. Вы об этом не подумали?». Аршалуйс Арутюнян призывает правительство задуматься именно об этом, создав льготные условия для проживания, чтобы приграничные районы не пустели, люди не уезжали и не доставляли радости туркам.
Читайте также
Пожилая жительница этого же села Сильва Карапетян в свою очередь утверждает, что женщины этой деревни являются работниками «министерства праздных дел». Женщина также утверждает, что два года подряд в селе не было свадеб, молодежь вступает в брак очень поздно – из-за наличия кредитов, а мужчины села в основном на заработках за пределами села.
Староста села Геворк Саргсян в ответ на наш вопрос – почему в селе не справляют свадьбы – крайне удивляется: «Что, что, что?.. Если не было свадеб, то где это я был крестным отцом? И свадьбы бывают, и веселья бывают, и в армию провожаем призывников. Каждый год мы даем армянской армии 3-4 солдат, чтобы они оберегали наш покой». Староста заверяет, что Айкадзор никогда не уподобится соседнему селу Харков и никогда не опустеет…
Подробности в видеоматериале