О назначении Сурика Хачатряна глава парламентской фракции Республиканской партии Армении Ваграм Багдасарян поговорит спустя год, а «четверка», по его мнению, разочаровывает общество.
– «Тройка» – ППА, АНК и «Наследие», уже провела несколько встреч в областях. На митингах прозвучали и критика, и брань, и призывы. Отслеживали ли Вы выступления представителей оппозиции, проводили какой-нибудь анализ, и к каким выводам Вы пришли?
– Конечно, отслеживал, следил и когда был в Румынии, на открытии хачкара. Не только я, но и те, кто следил вместе со мной, пережили разочарование. По этой причине хочу, чтобы в их митингах принимало участие больше людей, чтобы они сами услышали все это.
Читайте также
– Что?
– Требования без обоснований. Мы пришли к тому выводу, что люди, оценив свои силы, осознали, что не в состоянии преодолеть какой-то путь конституционным вариантом, что является их мечтой. Желание внести внутриполитическую нестабильность путем беспорядков. Не хочу использовать слово «майдан», но наверное им понравилась такая ситуация в соседнем государстве, и они хотят привнести ее в Армению. «Тройка» отклоняется от своей повестки. Насколько я знаю, в повестке стоят вопросы, связанные с конституционными реформами, но на митинге некоторые силы меняют тему, начинают использовать популистские заявления, вплоть до ласкающих слух бранных слов, чтобы суметь растянуть время, чтобы люди пришли и услышали эти несбыточные заявления. То есть, имеется желание переместить политику из парламента на улицу. Мы будем следить за всем этим. Но мне кажется, что в результате продолжения этих митингов общество поймет, что им нечего сказать, под их слова не имеют никакой основы. Внеочередные выборы – на каком основании?
– Разве тяжелое социально-экономическое положение страны, вообще, сложнейшая ситуация в республике не является основанием для внеочередных выборов?
– Мы должны смотреть и на события, происходящие на международной арене. В Армении есть социальные проблемы, которые озвучиваются и нами, они обобщены и в программе правительства, они в центре нашего внимания. Мы неоднократно приглашали к обсуждению и оппозицию. Их опасения кроются в том, о чем же они будут говорить, если в результате обсуждений мы придем к общему знаменателю? Потому что их цель заключается не в направлении ситуации в положительное русло, а в ее запутывании, чтобы они смогли воспользоваться этой мутной водицей, и вдруг с неба посыплется манна небесная, чтобы они пришли к власти.
– Если цель оппозиции заключается в этом, то почему власть препятствует митингам и не позволяет раскрыться лицу оппозиции?
– Когда они где-то терпят неудачу, то приписывают власти, выискивают каких-то людей и возлагают на них вину. Все это поводы. Что, их предыдущим двум встречам мы не препятствовали? Если препятствуем, должны препятствовать всем. Посмотрите на ситуацию. В местах проведения двух предыдущих митингов они имеют избранных мажоритарных депутатов, там было количество. А может люди шли и слушали принудительно. Нас обвиняют, что мы принудительно везем людей на митинги. Теперь и мне говорить, что люди идут, потому что их принуждают? А в других местах они и тогда не добились голосов, и теперь их не имеют. Мне выгодно, чтобы на эти митинги ходило много людей. Когда люди узнают, слышат, читают уже переработанное слово в сообщениях прессы, это их искушает, они думают: есть что-то серьезное. Но когда идут сами, слушают и видят, что занимаются пустой тратой времени, что звучат ласкающие слух слова и брань, то постепенно разочаровываются.
Народ мудр. Революционные кличи, распространенные слова о бархатной революции и так далее – без основания, без причин… Говорят – без потрясений, но их целью и являются только потрясения. Хотят снова отбросить страну на 30-40 лет назад? Кто выступают о фальсификациях? Выступают крестные отцы избирательных фальсификаций, о грабеже говорят разворовавшие все богатство Советского Союза.
– Выступают Левон Зурабян, Арам Манукян, Армен Мартиросян, Наира Зограбян: кто из них является крестным отцом избирательных фальсификаций или вором?
– Действовала их система. Первые двое когда говорят об избирательных фальсификациях, очевидцем чего был я сам, все это применялось против меня… Поговорим об этом? Куда подевалось богатство Советского Союза, заводы, которые до последнего станка, даже крыш зданий были разграблены? Люди говорят о грабеже. Поговорим? Но мы им говорим: не возвращаемся к прошлому. Давайте сядем, обсудим имеющиеся проблемы, о которых говорим и мы. Мы неоднократно обсуждали с ними законы, приходили к общему знаменателю, но на следующий день они отказывались, считая, что может быть достигнут результат. Сейчас они снова вышли на улицы, но и взяли с собой законодательную инициативу – о внесении изменений в закон «О налоге с оборота». Да, имеется проблема: мы хотим привести предпринимателей в налоговое поле, но на этом пути возможны и какое-то потери. Мы готовы обсудить, чтобы выйти из ситуации с наименьшим ущербом. Я приветствую совместную работу, в этом кроется возможность поэтапного продвижения вперед, но поскольку это говорим мы, они отвечают – нет. Если мы скажем нет, они скажут – да. Так продвигаться вперед у нас не получится. Все суждения и выводы сводятся к тому, что эти люди не хотят находить грани для совместного осуществления чего-то хорошего.
– На уже прошедших митингах было замечено нечто интересное: недовольство и желание системных изменений, хотя и без требования отставки правительства, проявляли особенно члены ППА. Что это значит?
– Насколько я знаю, в их повестку включен вопрос конституционных реформ. ППА частично соблюдает этот паритет: редкие политические деятели могут высказать свои мнения. Общей политической идеологии, чтобы все говорили одно и то же, я также не вижу. То же самое в «тройке». Определили повестку, но один говорит о назначении губернатора, другой – о смене правительства, а третий – о смене власти. В их повестке есть вопрос смены власти? Если есть, пусть требуют все вместе. Что они понимают под словами «смена власти»? Пусть останется правительство, а остальные сменятся? Я не понимаю их требований.
Когда говоришь с ними, беседуешь отдельно с депутатами ППА, люди не считают смену власти востребованной, вроде и у них в политсовете не обсуждался этот вопрос. Но на митинге они впадают в эйфорию, еще и слышат аплодисменты, начинают отклоняться. За кого мы принимаем народ? Думают, что аплодисменты 200-300 человек следует распространять на 3 миллиона народа?..
– А как Вы объясните переназначение Сурика Хачатряна?
– Это уже факт. Все, что говорится, это дело правоохранительных органов. Негативное мнение относительно его правления я высказать не могу. Но я мое мнение выскажу через год.
Беседу вела Нелли ГРИГОРЯН
P.S. Напомним, что с требованием об внеочередных выборах в Сюнике выступил депутат от ППА, бывший министр ИД Вардан Осканян