Говорит азербайджанская журналистка Шахназ Гасанова
Во время семинара по журналистике, который состоялся в сентябре в Германии, журналистка из Азербайджана Шахназ Гасанова, которая в прошлом являлась участницей оппозиционного движения «NIDA» («Stop»), довольно свободно и непредвзято представила существующие в ее стране проблемы, работу азербайджанских СМИ, свои позиции по Карабахскому вопросу. Несмотря на то, что с ее мнением по поводу последнего вопроса и с некоторыми разъяснениями наши – армянские, журналисты не согласились, беседа прошла в цивилизованной, мирной атмосфере.
«Аравот» побеседовала с азербайджанской коллегой также отдельно. «Конечно, в Азербайджане есть много журналистов, которые освещают Карабахский конфликт, однако — с разными подтекстами. У нас есть несколько действительно профессиональных журналистов, которые посещают линию соприкосновения, представляют проблемы в разностороннем порядке, уравновешенно. Это в основном представители независимых, оппозиционных, международных СМИ»,- говорит в беседе с «Аравот» Шахназ Гасанова, в то же время отмечая, что провластные СМИ работают в стиле пропаганды,- все они в своих публикациях представляют армян в качестве врагов. «Я как журналист нахожу это непрофессиональным, поскольку никто не может навязывать мнение и решать, кто является врагом – это за пределами журналисткой ответственности. Они должны представлять факты.»
Шахназ Гасанова не отрицает, что руководство страны пытается любой ценой вселить в сердца людей ненависть и враждебное отношение к армянам, говорит, что несколько лет назад представители армянской и азербайджанской молодежи встречались гораздо чаще, говорили о существующих в их странах проблемах, и такие встречи являлись прекрасной возможностью получше узнать, понять друг друга: «Мне кажется, что проблему Нагорного Карабаха решить можно. Этот вопрос безусловно должен решаться на политической платформе, и он часто используется для того, чтобы поддерживать людей в раздраженном состоянии, но и мы оказываем мощное влияние в направлении решения этой проблемы»,- говорит азербайджанская журналистка и отмечает, что обе страны представляют свои диаметрально противоположные взгляды на ситуацию, обвиняют друг друга.
«Азербайджанские телекомпании всегда показывают, что в Армении люди живут в очень тяжелых условиях, покидают свою страну, — создается впечатление, что в Армении живут лишь три человека, но я полагаю, что это вовсе не так. Как в Азербайджане, так и в Армении, возможно, молодежь хочет уехать в иные страны, получить образование, работать там итд.»,- говорит Шанхаз Гасанова.
Говоря об отношении азербайджанской молодежи к армянам, она говорит: «Конечно, у нас много молодых людей, которые получили хорошее образование, обладают широким кругозором, некоторые из них считают, что армяне – такие же люди, как и они, проблемы являются политическими, но наряду с ними есть и молодые люди, которые попали под влияние пропаганды страны, они ненавидят армян.»
В ответ на мое замечание о том, что азербайджанская пропаганда начинается со школьной скамьи, порой — даже с детского сада, что в Армении исключено, а сформировавшиеся в столь раннем возрасте стереотипы сломать очень трудно, Шахназ Гасанова сказала: «Да, в наших учебниках пишут, что армяне – наши враги и так далее. Конечно, это плохо, и это, конечно, имеет большое влияние на отношение людей. Но это делается, на мой взгляд, потому, что Азербайджан в этой войне является государством, потерпевшим поражение. Для нашего президента это неприемлемо, у него комплекс неполноценности в связи с этим вопросом. С другой стороны, в Азербайджане есть много беженцев, которые живут в очень плохих условиях, большая их часть прибыла из оккупированных территорий. Лишь в последние годы руководство страны стало уделять внимание их проблемам. Ты говоришь, что у Азербайджана много денег и он в состоянии эти проблемы решить, но все эти деньги не для простого народа. Конечно, в Азербайджане люди должны жить в лучших условиях, чем, скажем, люди в Армении, или в Грузии, поскольку, у нас есть нефть, но эти деньги не для простого народа. И эти люди — беженцы, живут в чрезвычайно плохих условиях, даже — в палатках, и они должны ненавидеть армян, которые отняли их дома. Причина враждебного отношения заключается и в этом, — говорит она и добавляет, — Я многим говорю: то, что случилось в прошлом, мы не в силах изменить, но изменения в будущем – в наших руках. До сих пор я не могу сказать, что Азербайджан – хороший, или Армения не начинала войну с Азербайджаном, либо, что ничего плохого нам не сделали, может даже Армения вновь попытается воевать… Я не могу сказать, кто виноват, какая из сторон виновна, а какая – нет. Были убиты солдаты с обеих сторон. Армянская женщина является такой же матерью, как и азербайджанская мать, которая потеряла свое дитя. Нам не следует быть эмоциональными — вспомните, что происходило во время войны… Этот конфликт начался не между простыми людьми, этот конфликт был начат по вине нескольких российских политических деятелей, это – политическая проблема. Я уверяю, что наши народы могут жить вместе так, как они жили до войны»,- говорит она.