На днях вернулись армянские участники программы «Взаимные визиты художников», посетившие турецкий город Стамбул. О впечатлениях от программы, проводимой совместно с художниками, проживающими в Турции, мы побеседовали с руководителем армянской группы Гагиком Чарчяном. В рамках визита молодые армянские художники, вместе со своими руководителями и с живущими в Турции художниками гуляли по Стамбулу, знакомились с местной культурной жизнью, любовались памятниками архитектуры. Кроме того, Гагик Чарчян провел мастер-класс в стамбульской галерее ДЕПО, представив и продемонстрировав на практике один из его творческих процессов: фигуративную абстрактную живопись. «Программа была многогранной, некоторые вещи получились, а что-то мы бы хотели, чтобы прошло иначе», — делится с нами Гагик Чарчян. Отмечает, что цель программы, которая заключалась в «открытии» наших внутренних границ, достигнута: молодые художники из обеих стран смогли пообщаться друг с другом, представить свое понимание искусства и подружиться друг с другом.
Говоря об открытых сторонах программы он отметил: «Проблема в том, что организаторы не были художниками. Если бы программу организовали художники, то акцент ставился бы на проблемах искусства. Вместо этого акцентировалась живопись». Господин Чарчян считает, что во время программы было предоставлено недостаточно времени для дискуссий и общения, которые помогли бы лучше понять проблемы искусства и чаяния друг друга. «Если бы у нас было больше времени для построения наших отношений в этом направлении, а не для создания неких полотен, живописных и прочих, то мы бы лучше представили друг другу ситуации в наших странах, а диалог получился бы конструктивнее», — говорит он, однако, считает, что в ходе мероприятий имели место обмен мнениями и информацией. Например, двое участников программы из Турции в ходе программы узнали, что отношения между двумя странами напряжены.
«Мы знали, что и у нас, и у них, базовые знания закладываются в школе, что проводится определенная политика, особенно в близких к нам странах. Знания у молодых людей формируются путем этих каналов. Например, в нашей школе (имеется в виду образовательный комплекс «Мхитар Себастаци», в которой наш собеседник является руководителем мастерской старшей школы)», где приоритетом является индивидуальность и свободомыслие, бывает, что даже у очень образованного, вольнодумного ученика появляется эта проблема — трафаретное мышление. Когда начинаешь задавать вопросы, то чувствуешь, что это уже не его или ее мысли, не его вопросы, это не результат собственного анализа. Не знаю, из чего это исходит — эти стереотипы были сформированы когда-то, и мы до сих пор находимся под их бременем. Их до сих пор продолжают развивать некие люди, которые возможно и верят в них, а может и нет, но у них есть некая заинтересованность в этом», — говорит он. Говоря о развитии современного искусства в обеих странах, господин Чархчян отмечает, что в Турции эта сфера, несмотря на имеющиеся проблемы, продолжает развиваться, а в Армении эта область, в свое время имеющая тенденции развития, перестала функционировать, не имея достаточного поля деятельности.
«Художники должны находиться в постоянном общении и должны быть всегда открыты в плане самых актуальных вопросов», — говорит он, и отмечает, что эта программа помогла молодым людям обеих стран расширить свои представления. Возвратившись к теме Геноцида армян, послужившей причиной для напряженности в отношениях между двумя странами, господин Чархчян отметил, что добиться решения этого вопроса возможно лишь в процессе взаимных общений.
«Наилучший способ избавиться от напряжения — это избавление от мифов. Когда представление о «других» формируется в образе врага, то это становится причиной возникновения фобии у общественности, нужно освободиться от этих фобий, общаться друг с другом и обсуждать темы, — говорит он, и продолжает, — в первую очередь признание Геноцида необходимо самой Турции. Признание Геноцида нужно лишь для того, чтобы никогда не появлялось таких режимов, которые могли бы осуществить геноцид. Признание Геноцида необходимо исключительно для этого. Я не думаю, что после признания Турцией Геноцида закончатся страдания того последнего поколения, которое сегодня несет в себе последствия этой трагедии. Думаю, что Турция освободится от этого бремени лишь тогда, когда между нами установятся нормальные отношения. А пропаганда постоянно будет сеять вражду между двумя странами, и вопрос останется нерешенным. Я думаю, что некоторые люди заинтересованы в том, чтобы этот вопрос не решился, дабы они смогли решать некие вопросы, манипулируя этой враждой», — говорит он.