Казалось, что хотя бы этой осенью о втором президенте Роберте Кочаряне не должны были разворачиваться столь пространные разговоры, особенно потому, что личность Кочаряна с непровластной «четверкой» напрямую не связывается. Более всего Кочаряна связывали и связывают с Дашнакцутюн, но Дашнакцутюн, по сути, покинула «четверку», превратив ее в «тройку». Иными словами, теперь нам будет трудно однозначно утверждать, что Дашнакцутюн представляет собой прокочаряновскую партию.
Вторым членом «четверки», которого можно тем или иным образом связывать с Кочаряном, однозначно является «Процветающая Армения». Как известно, ППА была основана в годы правления Кочаряна, причем по явной инициативе Кочаряна. Следующий член невластной «четверки», которого крайне трудно связывать с именем Роберта Кочаряна, это АНК. Вдобавок, многие из нас помнят заявление первого президента о том, что он будет баллотироваться на пост президента Армении только в том случае, если на этот пост будет претендовать и Роберт Кочарян. Судя по всему, этот подход первого президента пересмотрен, или, говоря более мягко, подвергнут политическому анализу.
Позднее со стороны первого президента прозвучало упоминание о своем возрасте, но мы считаем, что и эта точка зрения также подвергнется пересмотру, поскольку всегда имеется возможность политического анализа, и это может обеспечить широкие и разнообразные горизонты особенно для первого президента.
Еще сложнее разобраться и проанализировать отношения второго президента с «Наследием». И вообще «Наследие» самая непредсказуемая и непредугадываемая единица в альянсе «четверых», ставших «тройкой». В самом начале многие высказывали мнение, что первой покинет «четверку» именно «Наследие», но неожиданно для многих первыми ее покинули дашнакцаканы, а объяснения и аргументы Дашнакцутюн, связанные с их виденьем построения парламентского государства, более чем неубедительны, потому что пока еще даже не ясно, предмет вожделения Сержа Саргсяна и республиканцев – это парламентская республика, или нечто совершенно иное, или же они сами не знают, чего хотят.
Сейчас ясно только одно. Альянс «четверых», ставших «тройкой», решительно выступает против второго президента и вожделенных республиканцами конституционных перемен, потому что они находят, что Серж Саргсян и республиканцы посредством конституционных реформ пытаются воспроизвестись и продолжить свое правление.
Словом, как и Кочарян, Серж Саргсян тоже не желает становиться молодым пенсионером. И хотя первый президент любит говорить о своем возрасте, он тоже не особенно проявляет стремлений стать политическим пенсионером. И хотя этот цикл статей мы озаглавили только именем Роберта Кочаряна, тем не менее мы сами понимаем, что все это относится не только к Кочаряну, а ко всем им и всем нам, но мы указали и подчеркнули в заголовке фамилию Кочаряна, потому что постоянно вспоминая Кочаряна, многие молчат, а особенно и в частности молчит о Кочаряне оппозиционная «тройка», и в основном именно это молчание дает повод для размышлений.
Воскан ЕРЕВАНЦИ