Защищаться от реальных и вымышленных врагов легче, чем что-то создавать
Несколько месяцев назад мои друзья познакомили меня с одним интеллигентом из диаспоры – чудесным, добрым человеком, который кроме своего основного дела занимается также общественной деятельностью, пишет статьи. Но перед тем, как познакомить, меня предупредили: у этого человека мышление “осажденного” он живет в 19 веке. Понятно, почему у нашей нации преобладает такое мышление. Так сложилось исторически. Во многих странах мы существовали и существуем в виде общины, в виде меньшинства, окруженного чужеземцами. В независимом и не независимом государстве Армении мы, армяне, составляем подавляющее большинство, однако если взглянуть на весь регион, то мы вновь оказываемся “осажденной крепостью”.
Если ты живешь в такой крепости, то твоим основным занятием является защита от врагов, а не развитие и создание неких благ. Горизонт мышления ограничен задачами обороны – в самом широком смысле этого слова, что, в конце-концов, негативным образом отражается на защите в узком значении этого слова, на безопасности государства.
Наш осажденный менталитет имеет и внешние истоки, это наш стратегический партнер — Россия. Последняя, хоть и является огромной и чрезвычайно богатой природными ресурсами страной, однако и там, согласно традиции, главным положением политической мысли является то, что Россия окружена врагами, которые спят и видят, как рушится эта страна, а в самом стране существует “пятая колонна” — предатели народа, которые выполняют заказ врага внешнего.
Читайте также
В 20-ом веке мы были свидетелями того, как Советский Союз постоянно защищался от «американского империализма», «японского милитаризма», «реваншистов в Бонне», «ревизионизма Тито», сионизма и маоизма. Все эти многочисленные и многообразные враги, по официальной версии, содействовали “группе отщепенцев” внутри самой страны, которые по приказу своих западных боссов подрывали дело строительства коммунизма.
Путинская Россия в этом смысле ушла не далеко – достаточно послушать главного пропагандиста Дмитрия Киселева. Опять со всех сторон стремятся растерзать страну, но глава государства героически защищается от этих нападений. В Интернете мне встречались характерные постеры: Россия окружена со всех сторон оскалившимися гиенами с огромными клыками, а Путин, лихо размахивая мечом, рубит ужасных хищников. Чем проще управлять – осажденной крепостью, или частью цивилизованного мира, которая вынуждена конкурировать с этим миром? На что приходится тратить больше денег, коль ты являешься осажденной крепостью? На оружие. А какие расходы являются самыми мутными и рисковыми в плане коррупции? Это так, между прочим.
Имея два источника для “осажденного” мышления, мы – современные граждане Армении, естественно, также живем этими идеями, стремимся также “накопить” максимально возможное количество врагов, дабы потом было возможно «героически» бороться с ними. В данном случае также — жить в “осажденной крепости” в некотором смысле проще.