Журналистка «Аравота» прошлась по улицам Аданы и спрашивала прохожих об армянах.
Раннее мы сообщали о том, принимаем участие в двухнедельном автобусном турне по Турции и Армении, организованном при финансовой поддержке Фонда сотрудничества «Евразия» и Европейского союза, в рамках которого армянские и турецкие журналисты и блогеры имели возможность, путешествуя по двум странам, беседовать друг с другом на самые разные темы — начиная от личных предпочтений, заканчивая темой Геноцида армян и его признания правительством Турции. Очередная и самая значительная для нас остановка в ходе путешествия была в городе Адана.
В расположенном в низовье реки Сарос знаменитом киликийском городе мало кто помнит об армянах, несмотря на то, что в начале 20-го века из 45 000 жителей Аданы 12 600 являлись армянами. В 1909 году произошла резня армянского населения Аданы. Во время Геноцида в Адане не осталось ни одного армянина, однако после Первой Мировой войны, когда Киликия перешла к Франции, часть армян вернулась. 4-го августа 1920 года под руководством Миграна Таматяна в Адане было провозглашено независимое армянское Киликийское государство, которое, по сути, являлось формальным. Вскоре французские военные власти передали Адану и всю армянскую Киликию кемалистской Турции. Большая часть армян Аданы эмигрировала в Сирию и Ливан.
В Адане мы, в сопровождении турецкого журналиста, прошли по известному многоярусному мосту через реку Сарос, бродили возле армянской Девичьей гимназии Аданы и расспрашивали прохожих о живших здесь когда-то армянах, об армянских погромах в Адане. Отвечали нам без особого энтузиазма. «Я слышал об армянах… да, они жили здесь. Но была война, люди убивали друг друга, и многие армяне оставили все и уехали», — сказал один пожилой человек, который сообщил изначально, что сам он из Диарбекира. Мы спросили, что он слышал вообще о Геноциде армян 1915 года. Пожилой человек, вновь сделал вид, что об этом ему ничего не известно.
Читайте также
Другой пожилой человек, к которому мы обратились с вопросом, сказал, что приехал в Адану из Вана, и снова, узнав, что перед ним стоит армянский журналист, не пожелал говорить о живших в Адане армянах. Мы поинтересовались, что ему известно о живших в Ване армянах, он был краток: «Мой отец рассказывал об армянах, он сказал, что в Ване жили армяне, между народами велись оборонительные бои, армяне убивали турок».
Одного молодого человека мы спросили, что он знает об армянах, об армянской резне в Адане, он лишь ответил: «Ничего». Тогда мы спросили, что они проходили по школьным учебникам по поводу армяно-турецких отношений, об историческом прошлом двух стран? «Я не особо хорошо учился в школе, во всяком случае, уроки на эту тему я точно пропустил», — уклончиво ответил он.
Напомним, что резня в Адане являлась вторым этапом самых масштабных погромов и массовых убийств, организованных Османской империей. Согласно информации, опубликованной на сайте музея-института Геноцида армян, в ходе резни в Адане погибло более 30 000 армян. Общий ущерб, нанесённый армянам составляет около 20 миллионов турецких лир. В ходе этих ужасных событий были сожжены 24 церкви, 16 школ, 232 дома, 30 гостиниц, 2 фабрики, 1 429 летних домов, 253 фермы, 523 магазина, 23 мельницы и множество других объектов.
Рипсиме ОВАННИСЯН
Фотографии Хусейн Хайасевери и Айкут Гюнгёри.