Алиев нанес удар и по МГ ОБСЕ и продолжению переговорного процесса
Прошла уже неделя, а судьба членов экипажа вертолета ВВС НКР Ми-24, сбитого 12 ноября азербайджанскими вооруженными силами, остается неопределенной. Как заверяют в Армении и Карабахе, Азербайджан держит этот участок под обстрелом, и приблизиться к нему невозможно. Вынести членов экипажа сбитого вертолета с линии огня вопрос чести, а перед членами их семей – это просто обязанность.
Власти РА и НКР, конечно же, предпринимают шаги, однако, к сожалению, пока что безрезультатные. Согласно достигнутой с властями Нагорного Карабаха договоренности, вчера миссия ОБСЕ провела плановый мониторинг на линии соприкосновения вооруженных сил Карабаха и Азербайджана в аскеранском направлении. Согласно сообщению МИД Нагорного Карабаха, личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик провел мониторинг с позиций Армии обороны Карабаха. Наблюдение было проведено согласно предусмотренному графику, нарушений режима прекращения огня зарегистрировано не было. 15 ноября пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян в интервью радиостанции «Свобода» сказал, что личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик, по всей вероятности, в понедельник или во вторник посетит место падения сбитого азербайджанцами вертолета. На вопрос, как Каспршик окажется на этой территории, если она находится под непрерывным обстрелом с азербайджанской стороны, господин Бабаян ответил, что принимаются меры по прекращению обстрела, и отметил, что не исключается, что во время визита Каспршика армянская сторона сможет вывести из нейтральной зоны членов экипажа сбитого вертолета. Однако, судя по распространенной информации, воспользоваться этой возможностью все-таки не удалось.
В эти дни посла Каспршика принимали и власти НКР. Министр ИД НКР Карен Мирзоян подчеркнул, что подобное беспрецедентное нарушение режима прекращения огня с азербайджанской стороны – вызов прежде всего международному сообществу, в частности, миротворческим усилиям стран-сопредседателей МГ ОБСЕ. Карен Мирзоян отметил, что отсутствие адресного осуждения ответственного за инцидент воспринимается в Азербайджане как лицензия на безнаказанность, и в этом контексте отметил необходимость разработки и внедрения механизмов расследования нарушений режима прекращения огня.
Во время встречи Каспршика и президента НКР Бако Саакяна, коснувшись инцидента со сбитым вертолетом, президент НКР назвал действия Азербайджана подлыми и деструктивными. Он отметил, что такое поведение Азербайджана угрожает сохранению мира и стабильности в регионе и препятствует посредническим усилиям МГ ОБСЕ. Бако Саакян подчеркнул важность и необходимость жесткой и адресной оценки со стороны международного сообщества.
Вопросы, связанные с судьбой членов экипажа сбитого армянского вертолета, обсудил с Анджеем Каспршиком и министр обороны НКР, командующий Армии обороны НКР Мовсес Акопян. Он выразил надежду, что ОБСЕ использует все свои возможности для окончательного выяснения судьбы членов экипажа сбитого в нейтральной зоне вертолета. «Мы много раз говорили, что ситуация на передовой линии ближе к войне, чем к миру, и любое передвижение там подвергается обстрелу со стороны противника. Проход на эту территорию содержит в себе определенные опасности, особенно когда противник знает, что мы направимся именно в этот квадрат, а он находится под их непосредственным контролем», – отметил командующий армией обороны, заметив, что согласно предварительным данным, вертолет Ми-24 был подбит оружием российского производства.
«Наши расследования и сообщенные Азербайджаном данные говорят о том, что вертолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Стрела». Это российские самоуправляемые ракеты, – сказал Акопян, и добавил, – конечно, горько, мы страны-союзники, стратегические партнеры, и думаю, что Россия, преследуя свои экономические интересы, должна учитывать и наши интересы, чего не делается».
В то время как армянской стороне не удается решить судьбу экипажа ни на территории, где был сбит вертолет, ни по дипломатическим каналам, Минобороны Азербайджана угрожает Армении «нанести сокрушительный удар» в случае, если армянская сторона осуществит военные действия. Баку угрожает Армении нанести удар «невероятный, мощный, сокрушительный, со множеством жертв, который останется надолго в памяти врага». Такое заявление распространила пресс-служба МО Азербайджана. Напомним, что министр обороны РА Сейран Оганян на днях заявил, что ответ будет «несколько неравноценным».
Более того, Баку в создавшейся ситуации уже предлагает «торг». Азербайджанский депутат Эльман Мамедов предложил обменять тела экипажа Ми-24 на азербайджанских диверсантов Шахбаза Гулиева и Дильгама Аскерова, над которыми проходит суд в Степанакерте: «Создалась хорошая возможность для освобождения из армянского плена наших граждан, и власти Азербайджана должны воспользоваться этой возможностью. Необходимо наших заложников Шахбаза Гулиева и Дильгама Аскерова обменять на тела погибших армянских пилотов». А руководитель рабочей группы Государственной комиссии по делам военнопленных, заложников и без вести пропавших Фирудин Садыгов сказал, что если Азербайджан посчитает необходимым, то позволит армянам забрать тела пилотов подбитого армянского вертолета: «Тела остались там. Ни одна сторона не имеет возможности забрать их, армяне умоляют Каспршика, но у него нет таких полномочий».
«Я уверен, что власти Азербайджана поступят именно так», – отметил Мамедов.
В беседе с корреспондентом SHAMSHYAN.com пресс-секретарь президента НКР Давид Бабаян по поводу обмена экипажа подбитого армянского вертолета на диверсантов отметил, что не думает, что предложение обменять членов экипажа вертолета на азербайджанских диверсантов будет даже поставлено на обсуждение: «Такой шаг бесчеловечен и ненормален. Как мы можем пойти на такой шаг? Прежде всего, мы не знаем о судьбе наших пилотов. Не исключено, что они живы. И потом… Азербайджан обязан передавать военнопленных. Как можно обменивать военнопленных на обвиняемых в преступлении людей?».
По сути, официальный Баку, провалив надежды, появившиеся во время состоявшихся недавно в Париже трехсторонних переговоров, что стороны продолжат контакты, ставит вообще под удар деятельность в формате МГ ОБСЕ. Для Алиева предпочтительней сохранение на линии соприкосновения состояния непредсказуемости посредством провокаций, чем продолжение переговоров.