Очевидно, что препятствия для глобального экономического развития являются политическими
Вы видели, чтобы люди в один прекрасный день разработали новые модели по всемирному экономическому сотрудничеству, а на следующий день стали бы думать о том, какие новые средства для экономического противостояния им применить? Именно такое впечатление на меня оставил саммит “Большой двадцатки” G20, который состоялся в прошлые выходные в австралийском городе Брисбен. В эту группу входят 19 стран мира и Евросоюз.
В странах G20 живет две трети населения мира, им достается 85 процентов мирового ВВП и 75 процентов торговли. От лидеров этих стран, следовательно, очень многое завесит. И вот в субботу они обсуждали, как улучшить состояние глобальной экономики, а в воскресенье Барак Обама встретился с лидерами ЕС и обсудил, какие еще новые санкции можно применить в отношении России. Очевидно, что эти два процесса противоречат друг другу. Президент РФ Владимир Путин встретился на “задворках”, как принято сейчас говорить, саммита с главами Великобритании, Германии и Франции. Темой разговора, естественно, являлась Украина.
Главы западных государств, по всей видимости, призвали своего российского коллегу вывести войска из Украины и не вооружать тяжелой техникой повстанцев Донецка и Луганска. А Путин, надо полагать, сказал, что в Украине у него никаких войск нет и никого он не вооружает. Беседа, стало быть, была весьма конструктивной. В данном случае, конечно, факты в пользу Путина, мягко говоря, не говорят, но это еще вопрос — насколько продуктивными являются санкции, введенные против России, о которых в Брисбене угрожающим тоном говорили, в частности, премьер-министры Великобритании, Австралии – Кэмерон и Эбботт, а также президент ЕС Ван Ромпей.
Читайте также
Да, санкции вредят экономике России, но следует понимать, что они бьют по карманам рядовых россиян, а последние готовы терпеть любые испытания, лишь бы Крым, Украина и все остальные «территории империи» принадлежали им. В этом плане, как говорили раньше, «партия и народ едины». А не мешают ли эти неэффективные санкции решению тех задач, которые входили в повестку саммита?
Официальная повестка «Большой двадцатки» включала в себя обсуждение вызовов, стоящих перед глобальной экономикой. Дело в том, что в мировом масштабе хоть и наблюдается рост ВВП, однако он очень медленный и не удовлетворяет лидеров «двадцатки». После кризиса 2008 года большинство стран так и не смогли вернуться к «до кризисным» показателям. А прогнозы международных организаций довольно скромные: в течение ближайших трех лет рост глобальной экономики не превысит 4-х процентов.
Цифры прогнозов ползут вниз, в частности, из-за неудовлетворительных результатов таких лидеров европейской экономики, какими являются Германия, Франция и Италия. Например, экспорт Германии за текущий год понизился на 5,8 процентов. Какие решения в связи с этими проблемами предлагает «двадцатка» и о чем говорилось, в Брисбене? Создать в Сиднее инфраструктурный «хаб» (узел), который поможет связать друг с другом правительства, компании, инвесторов, а также реформировать глобальную финансовую «архитектуру», сферу сбора налогов и так далее. Но мировые лидеры, конечно, понимают, что это — «косметика», и причины неудовлетворительного экономического роста – политические.
Больше всего прочего сегодня мешают два нерешенных вопроса: Украина и «Исламское государство». Первую проблему создали Запад и Россия, “при помощи” неопытных и недальновидных украинских властей. Вторую проблему создал исключительно Запад, и остается лишь удивляться тому, как же это случилось, что имеющие столь колоссальный аналитический и исследовательский потенциал Соединенные Штаты, не рассчитали, к чему приведут «установление демократии в Ираке», «арабская весна» и остальные предпринятые ими «мероприятия». Результаты известны: нестабильная ситуация на Ближнем Востоке, падение цен на нефть, взаимные санкции, от которых страдают все, — как применяющие их, так и «мишени».
Деньги, бизнес любят стабильную, спокойную, предсказуемую среду. Пожалуй, можно согласиться с интерпретацией ситуации газеты «The Japan Times»: «Эта ситуация является поражением для всех игроков. В этот период чрезвычайной напряженности в международных отношениях возникает мысль, что пока еще не поздно попробовать иную, менее «конфронтационную» тактику.»
На далеком Востоке мыслят дальновиднее.