Исследовательская группа Всемирного экономического форума (World Economic Forum) опубликовала очередную рейтинговую таблицу «Возможности для женщин и мужчин в разных странах мира: гендерный разрыв (Global Gender Gap Index 2014). Таблица гендерного разрыва публикуется с 2006 года. Страны оцениваются по шкале от 0-1. Насколько рейтинг страны близок к единице, настолько в ней мал гендерный разрыв. Армении, к сожалению, похвастаться нечем. В составлении таблицы гендерного разрыва авторы инициативы решили использовать четырнадцать критериев в четырёх основных сферах: экономическое участие и карьерные возможности, образование, здоровье и выживаемость, политические права и возможности.
Исследование проводилось в 150 странах, но часть из них не были включены в список из-за ненадёжности и недостоверности статистических данных. Если в списке 2012 года было представлено 135 стран, то в этом году их уже 142. Как и следовало ожидать, лучшие результаты были зарегистрированы в странах Северной Европы: Исландии (0,8594), Финляндии (0,8453), Норвегии (0,8374), Швеции (0,8165), Дании (0,8025) и т.д. В первую десятку стран не попали страны с развитой экономикой. Германия находится лишь на 12 месте (0,7780), США — на 20-м (0,7463), Канада — на 19-м (0,7464), Франция — на 16-м (0,7588).
Вот уже несколько лет подряд лидерами в плане гендерного разрыва являются Йемен и Пакистан.
В 2012 году Армения с 0,664 показателем была на 92-м месте, в 2013 году с показателем 0,663 — на 94 месте, а в этом году всего лишь на 103-м месте с показателем 0,6622.
Читайте также
В Грузии ситуация стабильна — за последние три года страна находится на 85-86 местах.
За тот же промежуток времени зарегистрировали ухудшение позиций Иран и Турция, а Азербайджан в вопросе гендерного разрыва прогрессировал, поднявшись с 99-го места на 94-е.
У инициатора Евразийского экономического союза — России гендерный разрыв увеличился: в 2012 году Россия была на 59-м месте, а в 2014 году она заняла 75-ое место.
Депутат НС от фракции РПА Арпине Ованнисян объясняет прогресс Азербайджана тем, что правящая партия нашей соседней страны в тех областях, где права человека или другие вопросы не особо важны, старается создавать иллюзию демократии. В качестве примера наша собеседница приводит азербайджанский парламент, в котором довольно значительное число составляют женщины, которые, однако, довольно пассивны в работе парламента. Азербайджанские женщины также включены в европейских парламентских группах, довольно широко представлены в различных европейских инстанциях, но особой активностью они, тем не менее, не отмечены. «В ряде действительно демократических вопросов Азербайджан с каждым днем регистрирует ухудшение, и это отмечают все международные организации. Речь идёт о прессе, свободе слова, правах человека и тех сферах, где применяется беспрецедентное насилие и давление на всех, кто выражает отличающееся от государственной линии, хоть и незначительно, мнение. А в тех сферах где необходимо обеспечить формальное присутствие, они это «псевдоприсутствие» обеспечивают», — сказала Арпине Ованнисян.
На наше замечание о том, есть ли в Армении гендерный разрыв, вне зависимости от различных оценок, наша собеседница сказала, что, по её оценке, армянское общество более патриархального типа, и естественно, с годами образовался гендерный разрыв, который не мог исчезнуть сразу.
Тем не менее, по словам депутата, в течение последнего времени различные политические силы пытаются повысить роль женщин. В этом смысле особую роль играет также, так называемая, позитивная дискриминация, в том смысле, что на основе международных стандартов принимаются такие законы, которые обеспечивают представительство женщин в международных организациях. «Другой вопрос — наличие политической воли и её применение в различных сферах общественной жизни. В этой связи, фактически, на выборах 2012 года политическая воля имела место, и довольно значительное число женщин пришли в парламент как из правящей партии, так и из оппозиции. Тем не менее, гендерный разрыв все ещё на достаточно высоком уровне. Но я также думаю, что уровень участия женщин также должен быть естественным, основанным на профессионализме и на работе, а не только быть обусловлен половым признаком», — отметила Арпине Ованнисян.