По мнению бывшего министра ИД Александра Арзуманяна, было правильным, чтобы партнеры по ЕС до первого января подписали политическую составляющую сотрудничества и обозначили экономическое сотрудничество
Вчера во время парламентских слушаний по поводу «Договора о присоединении Республики Армения к договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» депутат из фракции «Наследия» Заруи Постанджян озвучила вопрос: как может Армения вступать в структуру, члены которой вооружают нашего противника. Ответ заместителя министра ИД Шаварша Кочаряна был лаконичным: «ЕАЭС не та площадка, где это должно обсуждаться. Другое дело ОДКБ, членом которого является Армения. Мы имеем дело с экономическим союзом, и такие вопросы удобнее обсуждать на другой площадке. Мы не на этой площадке должны обсуждать эти вопросы, я имею в виду ЕАЭС».
Бывший министр ИД, депутат от фракции «Наследия» Александр Арзуманян в интервью «Аравот» рассказал о том впечатлении, которое произвел на него ответ замминистра ИД, и ответил на другие наши вопросы.
– Это еще раз доказывает, что все вопросы, выдвинутые нами до сегодняшнего дня, были правильными. Мы постоянно спрашивали: почему внешнеполитическое ведомство Армении не выступает с нотой протеста, почему не выясняет, на основании чего наш стратегический партнер снабжает оружием страну, которая находится с нами в состоянии войны? Нам постоянно говорилось, что это бизнес-сделка, здесь нет политической составляющей и не надо спекулировать вопросом. Посол РФ и российские должностные лица тоже говорили, что это всего лишь бизнес. Сейчас, когда встал вопрос, те же самые люди, которые на протяжении многих лет объясняли нам, что это бизнес-сделка, сказали, что договор ЕАЭС чисто экономический, а на вопрос, касающийся оружия, ответить не могут, потому что этот вопрос из сферы политики. Этот ответ подтверждает одно – сколько бы ни говорилось, что продажа Россией оружия Азербайджану является бизнес-сделкой, на самом же деле это политика РФ в регионе: снабжая Азербайджан оружием, сохранять опасность возобновления войны, держать в подвешенном состоянии вопрос Нагорного Карабаха и обладать рычагами воздействия и на Армению, и на Азербайджан – чтобы владеть нами.
Читайте также
– А куда делись гарантии безопасности РА и НКР, которые преподносились обществу, аргументируя необходимость изменения политического курса и присоединение к ЕАЭС.
– Правильнее было бы спросить это у тех, кто приводил данные аргументы. Уже 200 лет армянскому народу насаждается теза о том, что если РФ выведет свои войска, то на голову армянского народа посыплются беды. Но как показал опыт, Россия находилась здесь 200 лет, и все эти 200 лет нас подвергли геноциду, отнимали наши территории, и мы прошли через все ужасы. Нет никаких сомнений, что РФ для обеспечения своих долгосрочных интересов может в любой момент принести в жертву своих вековых друзей, что она и делала в разных регионах мира.
– Вчера во время парламентских слушаний состоялось многостороннее обсуждение Договора о вхождении в ЕврАзЭС. К какому выводу приводит все это?
– Я продолжаю утверждать, что это чисто политический процесс, мега-проект, нацеленный на реализацию имперских амбиций РФ, который по независящим от нас причинам, благодаря самостоятельной политике Казахстана и Беларуси, привел к тому, что существенно сократилась политическая составляющая. Но это не значит, что Россия отказалась от своих политических целей. Тот факт, что в договоре в качестве главенствующей назначена экономическая комиссия, еще одна попытка представить обществу, что это чисто экономический вопрос. Тогда как, вы знаете, что даже самый маленький кредитный договор мы обсуждаем в комиссии по внешним отношениям. Мы будем вынуждены в международных отношениях обслуживать политические интересы России и ЕАЭС. Мы уже начали это делать, еще не присоединившись к ЕАЭС, после аннексии Крыма. Как мы помним, вместе с рядом стран-изгоев нас принудили голосовать в пользу РФ. Таких дискредитирующих голосований, требований будет много. Россия, которая с течением времени еще больше противопоставляется цивилизованному миру, прежде всего, играет с авторитетом Армении. Мы перестаем быть надежным партнером для наших западных партнеров, тем самым уменьшая возможность привлечения инвестиций в Армению, углубления двухсторонних отношений.
– Однако программы по продолжению Восточного партнерства не прекращены. И армянская и европейская стороны, наряду с членством Армении в ЕАЭС, говорят об углублении отношений, и они находятся в поисках этих форм. У вас есть свое виденье, как можно продолжить эти отношения? Может быть, для начала стоит подписать политическую часть Соглашения об Ассоциации?
– Здесь многое зависит и от наших европейских партнеров. К сожалению, бюрократия такая, что многие вопросы остаются в кабинетах и не получают быстрых решений. Было бы очень важно, если бы наши европейские партнеры согласились и подписали хотя бы политическую составляющую Соглашения об ассоциации и указали бы контуры вероятного экономического пакета. К сожалению, наши европейские партнеры замедлили процесс. Но переговоры продолжаются, и я думаю, что и Европа, и Армения заинтересованы иметь какой-то документ. Насколько в будущем станет возможным гармонизировать эти два режима, покажет время и наши переговорные возможности. Так как я продолжаю утверждать, что ЕАЭС не имеет будущего и его становление уже находится под угрозой, а значит, Армения вместе с ЕС должна продолжать подготовку всех тех документов, которые понадобятся для их ратификации после развала ЕАЭС.
P.S. «Аравот» попытался задать некоторые вопросы и заместителю министра ИД Шаваршу Кочаряну по поводу продажи Россией оружия Азербайджану. Он сказал, что этот вопрос уже прозвучал во время слушаний, и он дал на него ответ. На замечание, что его ответ вызвал дополнительные вопросы, заместитель министра ИД ответил, что если у участников слушаний возникнут дополнительные вопросы, в таком случае он на них и ответит. «Пришли освещать слушания, и вместо того чтобы слушать, не заходите в зал, и хотите, чтобы я работал вместо вас», – возмутился Шаварш Кочарян.