Воспоминания профессора Ереванской консерватории Марине Абраамян
На днях в концертном зале «Арам Хачатрян» состоялся совместный концерт пианистки, заслуженной артистки РА, профессора Ереванской консерватории Марине Абраамян и ее дочери, автора-исполнителя, лауреата международных премий Евы Восканян, который был посвящен 90-летию Сергея Параджанова.
В беседе с «Аравот» Марине Абраамян вспомнила одну историю о том, как ровно 25 лет назад, когда она вместе со своим супругом оказалась в гостях у Параджанова — в его тбилисской квартире, а маэстро тогда только выписался из больницы. Возможно, предчувствуя свою скорую кончину, он с детской застенчивостью попросил в будущем посвятить ему один вечер. Затем снял со стены фотографию, где он был запечатлен вместе с Марчелло Мастроянни и, подписав ее, подарил Марине.
О том, как завязалось их знакомство с маэстро, пианистка рассказала следующее: «Мой муж – Павел Восканян, в годы проживания в Киеве был концертмейстером группы виолончелистов в местной национальной опере, и одновременно выступал с сольными концертами. Однажды после очередного сольного концерта в 1955 году, который транслировался по телевидению, звонит Параджанов и просит встретиться. Великий режиссер имел также музыкальное образование и в те годы работал на киностудии имени Довженко. Они сблизились с первой секунды встречи и стали хорошими друзьями…»
Читайте также
Во время беседы Марине Абраамян вспомнила и перечислила все фильмы Параджанова, в том числе — «Тени забытых предков», «Цвет граната», напомнив о том, что две эти полнометражные картины в свое время были подвергнуты советской цензуре. Фильм «Тени забытых предков» благодаря изобилию национальных костюмов, странной интерпретации сельской жизни, новаторству и оригинальности был удостоен многочисленных международных наград, принеся славу и признание Параджанову. А «Цвет граната», который рассказывает об ашуге Саят-Нове, является шедевром историческим, на фоне неповторимого кавказского колорита… Как можно было лишить свободы такую неординарную, талантливую личность?.. Множество известных людей – деятелей искусства, писатели, режиссеры выразили свой протест в связи с этим несправедливым вердиктом. И несмотря на это, Параджанов, был освобожден лишь спустя 4 года после осуждения, да и то благодаря вмешательству известного французского сюрреалиста Луи Арагона и других знаменитостей. Долгие годы Параджанову не позволяли снимать фильмы, и лишь в начале 1980-х Параджанов вновь оказался на съемочной площадке.
В 1984 году на экраны вышли его фильмы «Легенда о Сурамской крепости», а затем — «Ашуг Гариб», которые являлись отражением ранних ярких, пестрых работ Маэстро. В последние годы своей жизни он работал над автобиографической кинокартиной «Исповедь», которая осталась неоконченной. Маэстро ушел из жизни в 1990 году. Неоконченная эта картина в дальнейшем полностью была использована в документальном фильме Михаила Вартанова «Параджанов: Последняя весна»»,- рассказала Марине Абраамян.
Марине Абраамян также сообщила, что в 2010 году в Голливуде был основан Институт имени Сергея Параджанова и Михаила Вартанова (Parajanov-Vartanov Institute), для изучения творчества этих мастеров, с радостью отметив о престижности этого заведения.
Говоря о концерте, посвященном памяти Параджанова, который со стороны армянских зрителей был принят с большой теплотой, мы поинтересовались, была ли составлена программа концерта с учетом музыкальных предпочтений самого маэстро, на что г-жа Абраамян ответила: «Безусловно… Параджанов с упоением, ненасытно слушал музыку Бетховена, Шопена, Бабаджаняна, Хачатряна… И каждый раз отмечал, насколько родными и близкими по духу являются эти звуки. Встречаясь с нами, Параджанов всегда говорил: Павел, Марина, вы же знаете, что нас вами связывает родственность души, приправленная искусством?..»
Завершая беседу, Марине Абраамян сказала: «С первого взгляда казалось, что Параджанов окружен коллегами, поклонниками его искусства,.. а в действительности он был очень одинок.»
Самвел ДАНИЕЛЯН