Что же планирует этот Путин?
Не успели успокоиться страсти по эскалации напряженности в связи с армянским вертолетом, который сбила азербайджанская сторона — в частности, заявления, прозвучавшие со стороны стран и структур, заинтересованных в необходимости скорейшего урегулирования Карабахского конфликта, как произошло новое событие. Президент РФ Владимир Путин и президент самопровозглашенной республики Абхазии Рауль Хаджимба 24-го ноября подписали в Сочи договор о союзничестве и стратегическом партнерстве. Договор будет действовать 10 лет и в дальнейшем может продлеваться каждые пять лет. По этому договору РФ удвоит помощь, предоставляемую Абхазии. Путин обещает новые длительные программы, финансирование, уверяет, что в течение 2015 года Абхазии будет предоставлено 5 млрд. рублей. По словам Путина, новый договор свидетельствует о высоком уровне межгосударственных отношений между двумя странами. Он предполагает формирование общей территории безопасности и обороны, российская сторона будет гарантировать Абхазии рост социального уровня: зарплаты сотрудников систем образования, здравоохранения и науки постепенно повысится и достигнут уровня зарплат в РФ в аналогичных сферах. Иначе говоря, был подписан некий договор, согласно которому Абхазия де-факто стала частью России, а это означает новую волну напряженности в отношениях с Грузией.
Президент Грузии Георгий Маргвелашвили подписание российско-абхазского договора расценил как акт аннексии грузинских территорий со стороны России и как угрозу государственности Грузии. США, НАТО, ЕС и разные западные страны заявили, что они не признают этот договор и требуют от РФ отказаться от действий, направленных на признания суверенитета Абхазии и Южной Осетии, поскольку они считают, что этот договор нарушает территориальную целостность Грузии.
Примечательно, что Путин говорил также о возможности транзитного железнодорожного коридора: «Считаем возможным вместе подумать и при общем согласии реализовать такой проект, как транзитное железнодорожное сообщение в направлении Сухуми, Тбилиси и далее с одной стороны на Армению и с другой стороны на Россию.» Путин добавил также, что такие программы будут способствовать сотрудничеству всех заинтересованных в регионе партнеров.
Читайте также
Премьер Абхазии Беслан Бутба в свою очередь отметил, что они намерены развить железнодорожную связь: «»Есть желание и идет наработка, чтобы сделать Абхазию транзитной страной. Пустить из России через Грузию в Армению, а потом в Россию грузовые потоки.» Затрагивание этого вопроса стало причиной беспокойства, возникшего в связи с этим в Грузии. Представитель премьер-министра Грузии по урегулированию взаимоотношений с Россией Зураб Абашидзе так прокомментировал заявление Путина по поводу открытия абхазской железной дороги: «Мы рассмотрим этот вопрос в том случае, если это послужит урегулированию абхазского конфликта и если все это произойдет с соблюдением принципа территориальной целостности, с уважением суверенитета Грузии. В этом случае мы можем выслушать инициативу российской стороны, как она представляет восстановление железной дороги.»
В свою очередь госминистр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявил, что обсуждение восстановления железной дороги невозможно без участия Грузии, поскольку включение Абхазии в какие-то совместные с Москвой проекты никогда не будет служить интересам Грузии.
Министр иностранных дел Грузии Тамар Беручашвили со своей стороны отметила, что использование транспортного и транзитного потенциала Грузии является исключительным и суверенным правом этой страны, стало быть ни один представитель иной страны не уполномочен осуществлять программы, подобные возобновлению абхазской железной дороги.
Что же, таким образом, планирует этот Путин? Может он просто готовит почву, дабы Абхазия и Южная Осетия также интегрировались в Евразийский экономический союз?
О возобновлении работы абхазкой железной дороги на протяжении долгих лет звучало много заявлений. Армянская сторона еще после визита бывшего премьера Грузии Бидзина Иванишвили в Ереван отмечала о том, что существуют реальные предпосылки для использования абхазской железной дороги, а Иванишвили, казалось, видел резон в возобновлении работы этой дороги. Однако этот вопрос так и не нашел решения.
Казалось бы, сегодня Путин выдвигает соблазнительные программы, поднимая тему об открытии транзитного железнодорожного коридора. Но здесь возникает вопрос, а почему до сих пор Россия не способствовала претворению в жизнь этой идеи, и что, собственно, изменилось сегодня?
Ведь на протяжении долгих лет со стороны Армении звучали положительные месседжи по этому поводу, а со стороны Грузии всегда утверждалось, что как во время правления Шеварнадзе, так и во время правления Саакашвили переговоры на эту тему велись, были сформированы рабочие группы и составлялись проекты, и что Грузия принципиально поддерживала эту идею, всегда отмечая, что переговоры могут проходить между Грузией и РФ, а абхазская сторона в этих переговорах как отдельная сторона участвовать не может.
Есть ли предпосылки полагать, что Путин сядет за стол переговоров с грузинской стороной и серьезно обсудит этот вопрос, тем более – после подписания договора о российско-абхазском стратегическом сотрудничестве, или это очередная демонстрация “доброжелательности”?