Лента новостей
Алиев «подзуживал»
Новости дня

Признание независимости Арцаха представляется как самая сложная проблема

04 декабря,2014 21:22

Тогда как сам Азербайджан давал множество удобных поводов для признания

 

Двадцать пять лет назад, 1 декабря 1989 года, совместным решением Верховного Совета Арм. ССР и Национального Совета НКАО Республика Армения и Арцах воссоединились. И хотя спустя некоторое время после этого, 10 января 1990 года Президиум Верховного Совета СССР, по праву вышестоящего органа, объявил недействительным это решение, затем, 2 сентября 1991 года Нагорный Карабах провозгласил свою независимость, а 21 сентября в Армении, без участия населения Арцаха, был проведен референдум о независимости, это историческое решение о воссоединении  не следует недооценивать, оно еще может иметь не только историческую ценность. Прежде всего, это решение стало красноречивым доказательством того, что воспользовавшись предоставленной горбачевской «перестройкой» возможностью, народ Нагорного Карабаха поднял вопрос о воссоединении и пытался вместе с Советской Арменией решить его мирным, исключительно законным путем. Как отреагировали на это Баку и Москва – известно.

Решение также закрепляет для нынешних и будущих поколений ту простую и четкую цель, ради которой в 88-ом году началось не имеющее прецедента армянское общенациональное движение. И третье, по моему мнению, то, что существование этого решения, как возможная альтернатива провозглашенному в настоящее время пути признания независимости НКР, в нужный момент может обеспечить дополнительную гибкость для армянских сторон. И до сих пор порой звучат мнения, что было неправильным отступление от логики решения 1 декабря и, принимая за основу международное право наций на самоопределение, провозгласив независимость Арцаха, искать решение проблемы. Говорят даже о предательстве и преднамеренном заведении проблемы в тупик. Распространителям подобных оценок наверное стоит периодически напоминать об истинных причинах выбора пути провозглашения независимости.

Первой причиной является то, что 30 августа 1991 года Азербайджан заявил о своем выходе из состава СССР, и согласно действующему советскому законодательству, входящая в его состав автономия – НКАО де-юре приобрела право на самостоятельное проведение референдума, что и было осуществлено, и в результате мы получили одну из самых важных козырных карт – Нагорный Карабах обрел свою независимость на безупречной правовой основе – в соответствии с буквой и духом действующего в СССР законодательства.

Другое важное обстоятельство заключается в том, что цивилизованный мир смотрит легко, часто с симпатией воспринимает борьбу народов за независимость, мирится с существованием непризнанных или частично признанных государств. Ярким примером этого является предоставляемая США ежегодная помощь Арцаху. Но, как свидетельствуют немногочисленные  прецеденты (оккупация Ираком Кувейта, завоевание Россией Крыма), не терпит воссоединение или присоединение и сразу оценивает это как аннексию, со всеми вытекающими из этого тяжелыми последствиями. Именно исходя из этих реалий Косово не пожелало воссоединиться с «матерью» Албанией, а провозгласило независимость. То же самое и в случае с Северным Кипром и Турцией. Так что, в контексте вышеизложенного, единственно логичным путем в настоящих условиях представляется (1) провозглашение независимости Арцаха, (2) достижение международного признания независимости и только после этого (3) воссоединение с Арменией.

Иной вопрос, как власти Армении и Арцаха после провозглашения независимости преодолевают этот путь. К сожалению, за прошедшие относительно мирные 20 лет не только не удалось сделать шаг к признанию Арцаха, сделать его субъектом международного права, но и своими бездумными и преступными действиями торпедировали нами же выбранный путь и концепцию. Чем было, если не торпедированием выбранной концепции назначение президента Арцаха премьер-министром Армении, и затем, с грубым нарушением Конституции, «избрание» его президентом страны? А затем, частично как следствие этого, вытеснение Арцаха из-за стола переговоров, проходящих в рамках Минской группы. А переезд десятков сотен карабахцев в Армению и назначение их на малые и большие должности? Этим мы укрепили независимость Арцаха?

Грустно, но получается, что мы сами не только не признаем, но и не уважаем, попираем независимость Арцаха. Признание Арменией независимости Арцаха нам предоставляют как самую сложную проблему, и она никак не решается. Почему мы упорно избегаем этого, и это в том случае, когда в течение прошедших лет сам Азербайджан давал множество удобных поводов для признания? Ведь очевидно, что Армения не может вести активную внешнюю политику по признанию Арцаха, если она сама избегает его признания. Нам говорят, что в случае признания независимости Арцаха Азербайджан начнет войну. Друзья, Азербайджан начнет войну в любом случае, независимо от нашего признания или непризнания, только при одном условии: он должен быть уверен, что победит.

Нам также говорят, что в случае признания уже ничего не останется для обсуждения в рамках Минской группы . Ну и пусть… Не останется – не будем обсуждать. Азербайджану для обсуждений с независимым Арцахом останется тысяча вопросов, пусть обсуждают. Здесь мы вновь забываем, не уважаем изначально декларированную концепцию. Стороной конфликта является Арцах, независимым стал Арцах, войну Азербайджан спровоцировал против Арцаха, а не против нас. Мы только вовлеченная сторона и по большому счету нам с Азербайджаном обсуждать нечего. Наши власти занимаются самообманом и введением общества в заблуждение, когда без признания Арцаха де-юре говорят о приложении каких-то усилий, направленных на признание, со стороны других стран. В действительности этих усилий или нет, а если они и есть, то жалки и, естественно, неэффективны.

Попытаемся проанализировать маленький, сравнительно свежий эпизод из проводимой Сержем Саргсяном внешней политики. В Ереван прибыл президент Сербии Томислав Никольчик. Какова позиция Армении в отношении признанной уже 108 странами независимости Косова? Полностью просербская – не признаем и все. Это тогда, когда Косовский прецедент (оставим в стороне историческую справедливость и романтику) для  нас имеет только положительное значение. В том случае, когда мы спокойно можем вести переговоры с двумя албанскими государствами: взамен признания Косова признание с их стороны Арцаха. Можем вести переговоры и с сербской стороной – вопрос непризнания нами Косова и признания с их стороны Арцаха. Но нет. действующий глава нашей страны считает принципиальной взятую Арменией на вооружение ничего нам не дающую, жесткую, просербскую, а в действительности неразумную прорусскую позицию в этом вопросе. Что мы получаем взамен? «… мы ценим сбалансированный подход Сербии к процессу урегулирования карабахского конфликта и поддержку усилий сопредседателей МГ ОБСЕ», – сказал Серж Саргсян. Теперь скажите сами: подобной «принципиальной» позицией, вышеприведенным ничего не говорящим предложением, которым можно охарактеризовать отношение к Арцахской проблеме подавляющего большинства стран мира, прилагает ли Серж Саргсян какие-либо усилия в вопросе признания Арцаха, или своим бездействием или безвольным плаванием в фарватере политики России, мешает этому?

Еще одна мысль, и на этом все. Не используют даже дурацкий опыт их шефов – русских. Ради Бога, я не призываю к этому, но ведь могли бы из награбленного ими, или, ладно, из бюджета взять 50-60 миллионов долларов и полететь за признанием в Ватуану, Науру или на острова Кука? Вы встречали в тех местах Бако Саакяна?

 

 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Декабрь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Ноя   Янв »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031