«Многие отсутствовали, многие не голосовали, значит картина не столь однозначная. Это и есть состояние данного парламента — проголосовали исключительно за партийное решение», — ответил директор Фонда сотрудничества Евразия Геворг Тер-Габриелян на вопрос Aravot.am о том, предсказуемой ли была картина голосования в НС РА по поводу ратификации договора о присоединении Армении к ЕАЭС, в то время как многие осуждали Сержа Саргсяна в принятии единоличного решения, в парламенте было зарегистрировано 7 голосов «против».
Мы поинтересовались, перед какими угрозами предстанет в ближайшее время наше гражданское общество, в виду того, какой подход, законодательство и отношение к гражданскому обществу существует в настоящее время в РФ. Господин Тер-Габриелян ответил: «Опасений много, но я не думаю, что нынешнее правительство РА само предпримет подобные шаги. Если им прикажут из Москвы, то, возможно, нехотя, но вполне могут подчиниться. Для РА сейчас важно и выгодно сохранить некоторый суверенитет и хоть какие-то отношения с Западом. В конце концов, это выгодно и для РФ, но в последнее время РФ предпринимает шаги себе же и во вред».
Затем господин Тер-Габриелян процитировал вчерашнее высказывание президента РФ Владимира Путина о том, что «ЕАЭС — сугубо экономическое объединение» и выразил обеспокоенность: «Учитывая тот факт, что Путин обычно говорит одно, а делает другое, можно предположить, что и на сей раз будет сделано прямо противоположное». В этом смысле, господин Тер-Габриелян считает, что многие из регионов РА, вне зависимости от того, нейтральные они или провластные, или общественные организации объединятся и будут делать все возможное для того, чтобы сохранить хоть какую-то независимость. Он отметил, что это будет сделано может быть так, что подобные процессы или не произойдут вовсе — как это произошло в РФ, или будут формальными. И привёл в пример, как во времена СССР — в годы застоя, в РА проводились коммунистические собрания, которые носили более формальный характер, чем в той же Москве.
Накануне в НС РА часто звучало мнение, что это — исторический день, мы спросили нашего собеседника, чем же был этот день историческим. Господин Тер-Габриелян ответил: «После распада Советского Союза, когда в 1991 году большинство народа РА проголосовало за независимость, а затем, когда Россия, Беларусь, Украина подписали документ о расформировании СССР, то лично я был против этого. Я не был против демократизации, но был против этой неожиданной независимости. РА уже находилась в конфликте, блокаде, в РА не было и намека на государственное мышление, в отличие от Прибалтики. В то время СССР распался вопреки логики и без учета мнения правительства РА того времени. Сейчас народ более или менее привык к независимости, суверенитету и теперь происходит нечто похожее на историческое событие, которое может стать угрозой для нашего суверенитета. И нашего мнения опять не спрашивают.»
Читайте также
По мнению Геворга Тер-Габриеляна, народ ещё не созрел до такой степени, чтобы жуть в суверенном государстве, а значит должны «вот так, кое-как перебиваться, приспосабливаясь, пока народ поймет и решит, хочет ли он быть суверенным или нет». По словам господина Тер-Габриеляна, если бы народ хотел, то 3, 5, 10 лет назад не брал бы денег во время выборов.
С другой стороны, господин Тер-Габриелян говорит, что правящие круги РА делают все для того, чтобы народ оказался в подобной ситуации: миграция, падение уровня образования, и т.д. На наш вопрос, в чем же, наконец, заключается цель всего этого, господин Тер-Габриелян ответил: «Это делается для того, чтобы сохранить власть, это психология недальновидной, сиюминутной власти. Перед нами самые яркие представители постсоветских правителей, которые отличаются психологией сиюминутной наживы, это низкий уровень образования, они понятия не имеют, какие могут быть перспективы в демократичной развитой стране. В лоне власти есть и образованные люди, но их крайне мало, и они не являются качественным противовесом».