Если в Армении будет проведен референдум о вступлении в ЕАЭС, то какие будут результаты? – спрашивает экс-посол Польши в Армении
Решение от 3-го сентября было принято народом
Завершивший свою дипломатическую миссию в Армении чрезвычайный и полномочный посол Республики Польша Здислав Рачинский оправдал принятое 3-го сентября решение Сержа Саргсяна о вступлении Армении в Евразийский экономический союз. Тем не менее, интересно, осталось ли в западных “кулуарах” доверие к Армении, ведь после ведения довольно продуктивных, ускоренных переговоров с европейцами в течение почти трех лет, вдруг выяснилось, что Армения не подпишет договор об Ассоциативности с ЕС. «Почему вдруг? Знаете, я удивляюсь Вашему удивлению. Президент Саргсян был в Варшаве в июне 2013-го. На пресс-конференции ему был задан вопрос, и он сказал, очень четко, что Армения не может сделать ничего такого, что могло бы противоречить интересам России – я не цитирую, а передаю суть сказанного. Для меня было ясно: Армения не подпишет ассоциированного членства, потому что Россия была против. Они в 2012 году определились, поняли, что это будет очень сложная игра. Поэтому я удивился, почему Вы удивились? Ведь это было ясно. Союзник сказал, что это противоречит его интересам, его видению ситуации. И здесь тоже нет особого повода для удивления или даже возмущения. Я понимаю граждан Армении, которые могут иметь свое мнение по этому вопросу, пусть заявляют свое мнение, пусть защищают, пусть борются за реализацию своих прав, но допустим, если бы моя страна, будучи членом НАТО и ЕС, имела бы свои, некие мнения, которые идут вразрез с мнениями всех остальных 27 стран ЕС, то мы же должны считаться с их позицией. Так что это – такая реальность, но с другой стороны, я не перестаю повторять, что это не решение дня, месяца или года, это решение десятилетий. Если Армения проведет сейчас референдум о том, куда она должна присоединиться, какие Армения, как общество, имеет воззрения, мечты, взгляды — каков будет результат?», — парирует посол.
Мы отметили, что, вероятно, большая часть населения проголосовала бы за вступление е ЕАЭС. «О чем же тогда идет речь? Это и есть результат. Это результат развития этой страны. Это и есть выбор народа.»
Читайте также
Не надо недооценивать Россию
Стратегический союзник Армении – РФ, которую с нашей страной связывают тысячи нитей, сегодня, мягко говоря, переживает не лучшие дни. Сможет ли российская экономика выйти из санкционной войны, которую объявил ей Запад, выйти с минимальными потерями, и вообще, обладает ли ЕАЭС политическим потенциалом? «Никто не знает, что это такое – ЕАЭС. Мы знаем, каким он должен быть, знаем позицию стран, кстати, они существенно отличаются друг от друга. РФ рассматривает ЕАЭС в качестве политической единицы, Казахстан вообще не принимает эту структуру как политическую единицу, считает ее экономической единицей. Есть разные позиции среди стран-членов ЕАЭС даже в связи с украинским вопросом. Многие говорят, что это некая программа, направленная на восстановление Советского Союза. Я в это не верю, потому что это неосуществимо, у РФ нет такого потенциала для создания объединения такого типа. Что же касается экономического фактора, то мы не знаем, на каком основании будет функционировать ЕАЭС – если он будет создан, он может стать и для ЕС интересным партнером, но только при одном условии: в случае диалога между РФ и Западом», — отмечает экс-посол Польши в РА.
За годы своей работы в Армении посол более тщательно изучил экономику РФ: «Это огромная страна, с огромным потенциалом, не надо недооценивать Россию. Но Советский Союз был еще более громадным. Конечно, ни в какой экономической войне РФ не может одержать победу, это вопрос совершенно разных возможностей, но потери, хотя и РФ теряет больше, чем Запад, тем не менее, обоюдные. Мы не можем принять аннексию Крыма, да – здесь жили русские, ну и что же? И в Европе в разным местах живут разные люди, но это не значит, что мы должны закрыть границы, это вообще является самоубийством, это политика 19-го, а не 21-го века. Разница в том, что РФ играет в геополитику, а Европа – в политику постмодерна. Поэтому Меркель однажды сказала, что Путин живет в другой реальности, она не имела в виду, что Путин неадекватен, она имела в виду, что он думает совсем иначе, по-другому, а мы руководствуемся другими стандартами. То есть, представьте, если мы сейчас будем говорить о том, какую форму имеет какой-нибудь цвет, или как пахнет музыка.» Посол надеется, что между Западом и РФ хотя бы установится доверие, поскольку последний фактор является весьма важным в политике: «Что получится из ЕАЭС? Пусть он для начала начнет ходить, он пока еще и не родился, он еще лишь в планах.»
Молодое поколение не испытывает ностальгии по Советскому Союзу
— Насколько может укрепиться российское присутствие и расшириться сотрудничество со странами Южного Кавказа, насколько может усилиться российское влияние в регионе, в частности, на процесс урегулирования Карабахского конфликта? Посол Рачинский отмечает, что любая соседствующая страна, если она большая, имеет влияние на процесс извне. «РФ находится здесь даже физически – есть российская военная база в Гюмри. Я думаю, что РФ усиливает свое присутствие также в экономическом плане. Но подрастает молодое поколение, которое не испытывает ностальгии по Советскому Союзу. Возможно, РФ для многих является привлекательным для работы местом, с интересной культурой, ну и что? Таких стран в на свете много… Мне кажется, когда пала Римская империя, то и тогда многие в Иберии или франки скучали по той эпохе, которая длилась веками, это нормальный процесс, нет ничего в этом удивительного. Но присутствие и влияние могут быть разными: РФ либо может способствовать миру, установлению стабильности, помогать новоявленной стране, дабы она прочно встала на ноги, либо – будет держать страну в роли подчиненного, будет использовать свое присутствие только для своих национальных интересов. Приведу, возможно, не очень удачный пример: как и в случае с детьми, если ты хочешь, чтобы они стали самостоятельными, то ты им помогаешь, но при этом предоставляешь им свободу.»
Эмма ГАБРИЕЛЯН