«Политикой заниматься не буду. Буду писать научные статьи, получать гонорары, участвовать в конференциях, симпозиумах и конгрессах.» Такие планы имел член комитета “Карабах”, историк Амбарцум Галстян, находясь в Бутырской тюрьме в 1989 году, чувствуя, что вопрос его освобождения решится уже через пару недель. («Не отправленные письма», стр. 116). 14-го декабря был его день рождения, а 20 лет назад — 17-го декабря 1994 года, он был убит. Следствию не удалось доказать вину обвиняемых в убийстве.
То, о чем он мечтал, сидя в Бутырке, не осуществилось: не удалось заняться наукой — та система, в которой можно было научными гонорарами обеспечить себе хоть сколько-нибудь нормальную жизнь, рухнула, его политическая команда – комитет “Карабах”, АОД – пришла к власти. Амбарцум Галстян стал мэром Еревана, демонтировал памятник Ленину – под бурное ликование собравшейся на площади Республики толпы. Помню, как представители этой народной массы с ожесточением кидали копейки в сторону поверженного памятника, который увозили с площади.
Вскоре начались социальные трудности, и та же самая толпа начала ругать мэра – точно так же, как ругала и продолжает ругать всех последующих мэров, да и в целом — власть. Потом, как это обычно бывает, возникли противоречия в рядах бывших революционеров, комитет «Карабах» распался, его члены стали писать и говорить друг о друге нелицеприятные вещи.
Приведу еще одну цитату из книги «Не отправленные письма» — это было открытое письмо секретарю ЦК Галусту Галояну, которое было написано 24-го декабря 1988 года – перед арестом: «Вы и ваши коллеги все это (помощь, поступившую после землетрясения – А.А.) украли, многоуважаемый Галуст Анушаванович, скоро все это появится на прилавках ваших проклятых специальных магазинов и — на ваших красивых детках-внучатах… Вы должны ответить за это!» (стр. 139). АОД обвинял коммунистов в грабеже, затем другие обвиняли в грабеже АОД, затем АОД – этих “других”… Надпись на могильном камне Амбарцума Галстяна гласит: «Революции готовят романтики, осуществляют фанатики, а результатами пользуются негодяи.»
Читайте также
Эти слова, которые принадлежат британскому писателю, публицисту 19-го века, автору многочисленных трудов, посвященных Великой Французской революции, Томасу Карлейлю, совершенно правдивы. Часто случается и так, что те же самые люди сначала бывают романтиками, затем становятся фанатиками, а под конец ведут себя как негодяи (это не относится к Амбарцуму Галстяну – он, как личность, был человеком добропорядочным, что, однако, не меняет общей закономерности).
Выход, как мне кажется, очевиден: не быть романтиком, заранее рассчитать, что из чего выйдет. В частности, что выйдет из революции. Ибо у того же Карлейля есть и другое крылатое выражение: «Никто не знает, как поступит Толпа, тем более — она сама.»