Известный российский предприниматель Михаил Ходорковский недавно, мне кажется, совершенно справедливо отметил, что проблемы российской экономики обусловлены не столько западными санкциями и ценами на нефть, сколько царящим в его стране недоверием. Люди, по мнению Ходоркосвского, могут публично приветствовать внутреннюю и внешнюю политику Путина, а затем бежать в обменный пункт покупать доллары. А основная причина недоверия заключается в том, что та экономическая модель, согласно которой благополучие возможно без свободы, в России показала свою безуспешность.
В таких случаях принято приводить примеры Китая, Сингапура и разных других «тигров», где экономические свободы действуют в условиях централизованной власти и жесткого авторитарного режима. Этот опыт, конечно, достоин изучения, но непременно следует учитывать колоссальные культурные, исторические различия: то, что возможно в Сингапуре – невозможно в Армении, Грузии или России.
Этим, я думаю, отличается тот кризис, в который мы сегодня ввязываемся (давайте называть вещи своими именами), от кризисов 1998-го и 2009-го годов. Этот кризис более системный и, если можно так сказать, более «идеологический». Перед экономическими проблемами предстанут как вышеназванные, так и целый ряд других постсоветских стран. По мнению экспертов, уровень жизни, реальные доходы людей сократятся примерно на 20-30 процентов. Купля-продажа доллара здесь не поможет ни на государственном, ни на корпоративном, ни на личном уровне.
А что же поможет? Прежде всего – честно признаться в том, какое у нас положение. Во время предыдущего кризиса мы пытались руководствоваться рецептом тогдашнего премьера Тиграна Саргсяна: чем меньше мы будем говорить о кризисе, тем больше вероятности, что он нас минует. Мы, похоже, убедились в том, что этот рецепт не работает. Так, давайте же на сей раз ничего не скрывать и не обманывать себя.
Читайте также
Да, нужно говорить о кризисе, но как? Можно начать паниковать, впасть в объятия уныния, говорить, что это тупик, что мы бессильны перед обстоятельствами и так далее. А можно кризис рассматривать в качестве открывающихся новых возможностей, как арену для переоценки и пересмотра многих вещей, (например, отказаться от авторитарно-монопольной модели).
Преимуществом кризиса является то, что победу одерживает тот, кто правильно комментируют ситуацию и соответственно – планирует свои дальнейшие действия. В этой ситуации сильный становится сильнее, а слабый – еще слабее. «Ибо имущему дано будет ещё больше, и будет у него предостаточно. У неимущего же отнимется даже и то немногое, что ему принадлежит.» (От Матфея 13:12). Надеюсь, понятно, что речь идет не о материальных ценностях.