Индийская притча. Путник спрашивает гуру: «Чем ты занимался до просветления?» «Приносил воду, собирал хворост»,- отвечает гуру. «А после просветления?»,- спрашивает любопытный путник. «Ну, а чем же еще? Приношу воду, собираю хворост…» «Но в чем же тогда разница?», — недоумевает спрашивающий. «Разница на самом деле очень большая, — говорит гуру, — раньше я это делал по принуждению Учителя, из страха перед ним, а сейчас я это делаю потому, что люблю Учителя, жалею старца и не хочу, чтобы он оставался без тепла и воды.»
Смысл, полагаю, понятен всем: важно не только то, что ты делаешь, но и зачем ты это делаешь — для чего, с какой целью, какую миссию выполняешь, или, как принято сейчас говорить, в рамках какого проекта ты это делаешь. Другой пример приводит один из американских психологов. Представьте, что вы присутствуете на неком академическом официальном мероприятии, вам скучно, вы находите смешными свою конфедератку и мантию. Но вдруг вы начинаете понимать, что вы — не сами по себе, а являетесь частичкой важного, великого дела, звеном длинной цепи, которая берет свое начало со времен Сократа, продолжается нами и устремлена в будущее. И вот начиная с этого самого момента, конфедератка и мантия перестанут казаться вам нелепыми.
Итак, чувствуете ли вы себя “частичкой проекта”, или не чувствуете? Во втором случае, думаю, жизнь становится неинтересной, скучной, даже в том случае, если вам на голову раз в 10 минут падает мешок с золотом. «Проекты» могут быть самыми разнообразными, они могут быть общечеловеческого, духовного, культурного плана (здесь нам, армянам, сказать нечего). Могут быть и экономическими: маленькие и отнюдь не самые мощные европейские страны являются частью большого распределения труда, которые производят, предположим, сидения для «Мерседеса» или чипы для сотовых телефонов. В этом смысле мы, страны Южного Кавказа, ни в чем не участвуем. Экспорт нефти, молибдена и рабочей силы – “не в счет”, мы не вносим нашу лепту ни в какой процесс создания чего-то существенного, значимого, мы просто продаем имеющееся у нас богатство.
Проекты могут быть либо личного плана (как у упомянутого выше гуру), либо — корпоративного. Я, например, с большим удовольствием, гордостью и воодушевлением участвую в проекте «Газета Аравот», которым руковожу, а также – в ряде других проектов, получая во всех этих проектов большое творческое удовлетворение. Полагаю, что все мы должны чувствовать себя участниками проекта «армянское государство». Многие не чувствуют, приводя в качестве объяснения то обстоятельство, что у нас плохие власти. Вот, когда они будут хорошие, тогда они и «почувствуют».
А столетие Геноцида армян является национальным, стало быть – всеармянским проектом, в рамках которого желательно воздерживаться от внутренних распрей. Как говориться, не до этого, всему – свое время.
Арам АБРААМЯН