Лента новостей
Новости дня

«Существование Бюраканской обсерватории под угрозой»

12 января,2015 17:02

Нет необходимости представлять научное наследие известного астрофизика, доктора физико-математических наук, профессора, член-корреспондента НАН РА Эльмы Парсамян. Ее именем названы открытые ею кометарные и планетарные туманности, а также одна из звезд в созвездия Змеи.

23 декабря для госпожи Парсамян дата юбилейная, ей исполняется 85 лет. Несмотря на свои серьезные достижения и известность, ученая в беседе с «Аравот» больше говорила о других снискавших признательность в сфере астрономии, чем о себе. Она рассказала, что пришла в Бюраканскую обсерваторию в 1954 году, после окончания астрофизического отделения физико-математического факультета ЕГУ. Ее выбрал Виктор Амбарцумян. «Когда Виктор Амазаспович брал на работу в Бюракан, нас было 9 человек. Он просмотрел оценки, полученные всеми нами в течение 5 лет. Трое из этих девятерых стали докторами. В Бюракане из нашего курса работали я и Виген Малумян», – вспоминает Эльма Парсамян.

Впервые Виктора Амбарцумяна она увидела, когда училась в восьмом классе, беседовала с известным ученым, по ее мнению – с гением: «Тогда я имела свое представления об образовании кратеров на Луне. Амбарцумян выслушал меня и сказал – очень рад, что вы умеете думать, но сказанное вами уже давно известно науке. Он также спросил, какие у меня оценки по математике, каким языком владею. Когда сказала, что владею немецким, он сказал – это очень хорошо, но надо знать и английский. Он очень хорошо владел немецким и английским языками, не говорю уж о русском».

Наша собеседница рассказывает, что Амбарцумян для работников Бюраканской обсерватории нанял специалистов немецкого и английского языков, и научные сотрудники сдавали экзамены, которые принимал он сам: «Во время экзаменов ты должен был рассказать статью на астрономическую тему на этом языке. Это было нечто необычное… Виктор Амазаспович заставил также, чтобы вся академия говорила на армянском, причем на чистом красивом армянском языке. Когда я только приехала в Бюракан, он вручил мне теоретическую статью одного американца, чтобы на семинаре я прочитала доклад на армянском. В эти дни в Бюракане находились несколько российских профессоров. Так как я в школу ходила в Москве и боялась, что не смогу рассказать на армянском, то попросила в первый и последний раз разрешить мне представить материал на русском языке. Он был непоколебим: нет, Эльма, вы должны выступить на армянском. Когда я напомнила, что у нас есть гости, не знающие армянского, он сказал, что для них будет организован перевод».

Госпожа Парсамян вспоминает также, что для усовершенствования владения армянским языком научные сотрудники придумали своеобразный «штраф» за использование русских слов: кто произносил слово на русском, тот вносил в «копилку» 10 копеек. В конце недели на набравшуюся сумму организовывали вечеринку.

Мы спросили у Эльмы Парсамян, что бы она посоветовала сегодняшним молодым ученым, в частности, астрономам. «Если выбрали астрономию, то надо работать днем и ночью. Чтобы достичь успехов в астрономии, надо иметь хорошую базу по математике и физике. К сожалению, сейчас не любят учиться, особенно если за это платят», – отмечает ученая. Она сожалеет, что из Армении уехали и не возвращаются лучшие кадры, говорит, что это потеря для страны, страна совершает расходы, но не получает отдачи. С другой стороны, по ее словам, страна должна таким образом поддерживать свои кадры, чтобы они хотели вернуться, иначе наука оказывается в очень жалком состоянии. И если раньше слава Бюракана гремела по всему миру, а Бюраканская обсерватория стала тем местом, где хотя бы один раз должны были побывать астрономы со всего мира, то сейчас под угрозой находится само ее существование. «Хорошо, что в этом году государство придало обсерватории статус Национальной ценности, немного увеличилось и финансирование. Слава Богу, нашим директором является Айк Арутюнян. Пока он есть, я спокойна за обсерваторию, которая находится в чистых, добрых и надежных руках. Не случайно, что Виктор Амбарцумян назначил его в 34-35-летнем возрасте своим заместителем по науке», – говорит Эльма Парсамян. Что касается Виктора Амбарцумяна, который был ее преподавателем, ученая рассказала еще один эпизод из своей университетской жизни: «Он читал нам теорию флуктуаций, основателем которой являлся он сам, это тесно связано с теорией вероятности. Кстати, Виктор Амбарцумян был великим математиком. Он писал на доске, а мы слушали и записывали. Вдруг он остановился, перестал выводить формулу, и после 10-минутного перерыва снова продолжил исписывать доску формулами, затем закончил писать и сказал: обязательно перепишите, это я придумал только что. Хочу сказать, что гений бывает именно таким».

Мы спросили у Эльмы Парсамян, почему она не выбрала искусство, как и ее брат, заслуженный художник РА Альберт Парсамян? Ученая отметила, что в ее семье (родители были агрономами) всегда читали хорошую литературу, у матери была феноменальная память, но она с детства мечтала стать астрономом.

У Эльмы Парсамян есть книжка стихов «Осенние размышления», в которой отражены ее чувства и мысли. В одном из стихотворений выражена надежда, что в один прекрасный день она увидит блеск в глазах своего многострадального народа: «Мои любимые друзья/И зрящий звезды Бюракан/Ужель вы также, как и я /Нетерпеливо ждете этот день…/».

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Январь 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек   Фев »
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031