Девятого января Первому президенту Армении исполнилось 70 лет. Поскольку речь идет о крупном государственном и политическом деятеле, я попытаюсь воздержаться от восторга слепых “адептов” – с одной стороны, и от оскорблений многочисленных «злопыхателей» и «обижников» — с другой. Что бы последние ни говорили, неопровержимым является факт: во время правления президента Тер-Петросяна армянам удалось освободить и вернуть некоторую часть своей исторической родины, то есть, сделать то, что не удавалось сделать на протяжении многих веков. Наоборот – мы постоянно только теряли. Это – главное достижение Первого президента и его команды, которое в историческом «балансе» всегда будет перевешивать все остальные обстоятельства.
Эту миссию в Армении мог осуществить лишь вышедший из академических кругов и не имеющий никакого отношения к коммунистической номенклатуре интеллектуал, который вместе со своими товарищами в 1988-90 годах пользовался доверием народа, и который в 1991 году абсолютным большинством голосов был избран и вступил на должность Первого президента независимой Армении.
Эту миссию мог выполнить обладающий глубокими историческими и политологическими знаниями, не занимающийся демагогией в ходе своего правления, уравновешенный и хладнокровный деятель, который в бурные, лихие 90-ые смог привести государственный корабль к относительно спокойной, тихой гавани. Он, полагаю, и утвердил бы окончательный мир, если бы не помешали ему стремящиеся к власти “известные силы”.
Читайте также
Конечно, Тер-Петросян совершил много ошибок, как и все президенты во всем мире, да и вообще, как и все смертные. Самыми крупными его ошибками, на мой взгляд были: выдвижение на второй президентский срок в 1996 году и возвращение в большую политику в 2007 году. Обе ошибки он совершил совершенно не преследуя личной выгоды и руководствуясь лишь своей озабоченностью и своими представлениями о решении проблем, перед которыми стоит наша страна.
Но факт остается фактом: сегодня Тер-Петросян является «рядовым оппозиционером» и действует он в духе “оппозиционной борьбы”, сформировавшейся за 20 лет. Я глубоко убежден, что бывшие президенты и в особенности – первый президент в Армении не должны заниматься обыденной политикой, это несколько “облегчает” вес президентского института. Но в историческом смысле, это, конечно, мелочи, которые очень скоро позабудутся.
Сегодня американцев крайне мало волнует, чем занимались после своей отставки Джордж Вашингтон или Томас Джефферсон. Спустя 3-4 десятилетия именем Тер-Петросяна будут называться улицы, площади, школы, чего Первый президент Третьей республики Армения абсолютно достоин.