По словам политолога Армена Григоряна, необходимы изменения менталитета для преодоления зависимости от РФ
– Падение курса драма привело в декабре к резкому росту цен в Армении. Почему обесценился драм? Какие шаги могли предпринять наши власти в связи со сложившейся в России ситуацией?
– Резкое обесценивание драма в декабре вновь подчеркнуло опасность зависимости от России. Проблема не только в вывозе твердой валюты из Армении в Россию. Главное зло – структура экономики Армении в целом и политика правительства. Рассмотрим зависимость от трансфертов: в 2013 г. общая сумма трансфертов составила около 1,87 млрд. долларов, из коих более 86% – из России, и многим казалось, что примерно так же должно быть и в 2014 г. Однако лица, ответственные за разработку государственной политики должны были понимать, что уже была велика вероятность экономического спада в России, и в результате – сокращения объема трансфертов.
Еще в сентябре 2013 г. я отмечал, что запланированное в России сокращение бюджетных расходов, в основном в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения, a также рост добычи нефти и сокращение объемов импорта в США, а в ближайшем будущем – и возможность экспорта, позволяли предположить, что в России произойдет существенный экономический спад. Вероятность спада росла также под воздействием других факторов, в частности, из-за замедления темпов экономического роста в Китае и соответственно – сокращения объемов импорта нефти, при том, что в то же время Китай развивает сланцевые технологии, с дальнейшей перспективой сокращения объемов импорта. Другой фактор – постепенное сокращение ЕС объема импорта газа из России.
Читайте также
Наблюдение за процессом уменьшения потока трансфертов показывает, что падение началось уже еще весной 2014 г., когда еще не было ощутимого сокращения цен на нефть, а с июня падение объема трансфертов стало значительным: с июня по сентябрь суммы уменьшились, соответственно, на 6,2%, 8,7%, 9,1% и 8,6% по сравнению с теми же месяцами прошлого года.
Ответственные за страну руководители должны были быть в состоянии оценить ситуацию и обязаны сократить зависимость от трансфертов, и в целом – от России. Между тем, безответственная и более того – преступная политика, заключающаяся как в действиях, направленных на поспешное присоединение к Евразийскому союзу (достаточно вспомнить, как некоторые должностные лица хвастались тем, что русские «восхищены» темпами подготовки), так и в действиях, направленных на продолжение последовательного уничтожения малого и среднего предпринимательства, усиление позиции монополий (а совсем недавно министр экономики вновь оправдывал существование монополий), а также разбазаривание валютных резервов (на то, чтобы искусственно поддерживать курс драма, Центральный банк в период с января по октябрь совершил интервенции на сумму около 714 млн. долларов, затем также продолжал осуществлять интервенции, вплоть до продажи 31 млн. долларов в течение одного дня).
Очевидно, что в этом году возможность жить за счет трансфертов продолжит сокращаться как из-за низкого курса рубля, так и из-за существенного сокращения рабочих мест ввиду неблагоприятной конъюнктуры на российском рынке труда. В этой ситуации развитие малого и среднего бизнеса является более чем насущной задачей для создания рабочих мест, которые, в частности, помогли бы облегчить положение граждан, лишившихся доходов из-за растущей в России безработицы. Но от правительства невозможно ждать никаких серьезных шагов в направлении смягчения ситуации, и в целом слишком мало оснований для оптимизма: в 2015 г. нас ожидает снижение уровня жизни значительной части граждан Армении. Надеяться на улучшение экономической ситуации в России бессмысленно, учитывая как конъюнктуру на рынке энергоносителей, так и отсутствие вероятности того, что Россия станет вести разумную политику.
– На какие выгоды, в таком случае, может надеяться Армения, вступив в ЕАЭС?
– Членство Армении в Евразийском союзе не только не принесет Армении никаких экономических выгод, но и может в ближайшем будущем превратиться в повод для региональной дестабилизации, а конкретнее – для очередной волны российской агрессии. Очевидно, что членство Армении в этом союзе не представляет интереса в экономическом плане для остальных его членов, и затаскивание Армении в союз преследует политические цели со стороны России, сколько бы российские и армянские должностные лица, как и другие сторонники вступления в этот союз, ни утверждали, что ЕАЭС – сугубо экономическое объединение. Вполне вероятно, что членство Армении будет использовано как рычаг для дополнительного давления на Грузию. Российская сторона не скрывает, что обеспечение стабильной транспортной связи с Арменией является лишь предлогом, а истинные цели заключаются в том, чтобы обеспечить сухопутную связь с российскими военными базами, а также не допустить появления инфраструктур НАТО в Грузии и ее дальнейшего сближения с ЕС. Именно на решение последней проблемы направлено также заключение российско-абхазского, а в ближайшем будущем – и российско-осетинского договоров.
– Какие шаги необходимо предпринять для того, чтобы уменьшить зависимость нашей страны от России?
– Для преодоления зависимости от России необходимо изменение менталитета, того самого, который порой приписывают собирательному образу «таксиста». Он включает в себя, так сказать, «презумпцию непобедимости России», согласно которой, «Россию никто не сможет поставить на колени», культ личности Путина, в частности, веру в его якобы серьезные аналитические способности в силу прежней службы КГБ, и так далее – при желании список можно продолжить. Проблема в том, что распространенность такого менталитета не ограничивается кругами «таксистов» или «гастарбайтеров»: так же думает и большинство лиц, обязанных по долгу службы заниматься анализом и разработкой государственной политики, и политических деятелей.
Необходимо также отметить так называемых «армяноцентристов», ставящих знак равенства между ассоциацией с ЕС и членством в ЕАЭС, говорящих, что в обоих случаях мы теряем часть суверенитета, и таким образом приравнивающих Россию к Западу. Заявляя, что не желают участия Армении ни в одном из интеграционных проектов, они в действительности способствовали ослаблению связей с Западом, сознательно или несознательно способствуя реализации российских планов.
– Президент России Владимир Путин подписал указ, установливающий порядок службы в российских вооруженных силах по контракту для иностранцев, согласно которому эти лица могут принимать участие и в военных конфликтах. По вашему мнению, какие цели преследует этот шаг?
– Иностранные наемники уже используются Россией, в частности на востоке Украины. Но Путин сейчас этим шагом может попытаться решить сразу несколько проблем. Кроме демографического кризиса, значительная часть граждан России просто не хочет служить в армии: есть и фактор нежелания принимать участие в военных действиях, и уклонение от срочной военной службы ввиду царящих неуставных отношений, а также и недоверие к контрактной службе из-за проблем с зарплатой и других вопросов. Тем временем, из России сейчас происходит значительный отток иностранной рабочей силы, и некоторые граждане из слаборазвитых стран вполне могут соблазниться предлагаемой оплатой, а также возможностью удовлетворить ностальгию по СССР или криминальные наклонности. Надо также принимать во внимание, что этим шагом власти России осуществляют отрицательную селекцию, предпочитая оставить в стране не честных и работящих людей, а малограмотную, легко поддающуюся российской пропаганде, склонную к аморальному образу жизни часть мигрантов. Довольно примечательно то, что согласно подписанному указу Путина им также предоставляется возможность служить во внутренних войсках. Таким образом, если в результате снижения уровня жизни население России также попытается бунтовать, а у местных сотрудников силовых структур сдадут нервы, то могут быть задействованы и подразделения «янычар».