Как отличить реального автора от подставного?
Мы, журналисты, обязаны проверять факты. То есть, если, предположим, кто-то распространяет информацию о том, что якобы некий банк сливается с другим банком, то не стоит с неистовством жадной рыбы глотать эту наживку и немедленно публиковать эту новость на своей странице или в своей газете. «Более или менее опытный журналист с минуту подумает, а может ли случиться так, что новость эту распространяет конкурент этих банков, дабы люди сняли свои деньги из этих банков и внесли их в его собственный банк?» Такое ведь вполне возможно, не так ли? Здесь было бы правильнее чуть-чуть подождать и проверить факт. Оговорюсь: если вы занимаетесь журналистикой. Если же вы — просто рупор банка-конкурента, то, естественно, ничего вам проверять не нужно. Или, если вы являетесь «листовкой» той или иной партии. В этом случае, ваша цель — доказать, что Погос плохой, а Петрос хороший, и в этом случае также не нужно ничего проверять.
Однако в последнее время, появилась проблема с «фейками», и вот проверкой «фейков» должны уже заниматься не только журналисты, но и каждый пользователь. Порой это достаточно сложно, и тебе придется стать Самвелом Мартиросяном, дабы суметь идентифицировать автора реального от мнимого или подставного. А иногда нужно просто быть чуточку внимательнее. Например, если в домене сайта написано «az» и цитируется по поводу Армении или армян реплика, комментарий россиянина или представителя какой-нибудь иной страны, то вы можете быть уверены — это «фейк». Но в домене может и не быть вовсе «az», и вот в этом случае, я бы посоветовал посмотреть на другие признаки. В эти дни в Интернете появились десятки «фейк- текстов» от имени российских деятелей: «Владимира Жириновского», «Сергея Маркова» (депутат Думы), «Модеста Колерова» (глава информационного агентства «Регнум»), «Дмитрия Киселева» и прочих. Прежде всего, любой человек, который в достаточной мере владеет русским языком, поймет: упомянутые лица, для которых русский является родным языком, не могли бы выражаться таким образом. Авторы этих текстов думают на другом языке, синтаксис языка не является русским, часто наблюдается несоответствие родов и падежей. Взгляды этих людей для меня чужды, но они не достаточно образованные люди.
Есть один аспект, на который стоит обратить особое внимание: весьма маловероятно, что депутаты Госдумы или руководители СМИ станут высказываться на случайных, малоизвестных сайтах, коль в их распоряжении — официальная машина пропаганды. Дело дошло до того, что в интернете появился фальшивый «Гарик Мартиросян». Как вы думаете, мог ли человек, у которого родня в Армении, и чей брат является депутатом Национального Собрания, выступить со столь неосторожным заявлением по поводу трагедии в Гюмри? Содержание этих появившихся в интернете «фейк-суждений» примерно одинаковое: русские или российские деятели в целом якобы пытаются оправдать Пермякова и во всем обвиняют армян. Понятно, что под этими фиктивными сообщениями появляются проклятия доверчивых армян. Таким образом авторы добиваются своей цели.
Читайте также
Даже в том случае, если тексты подобного рода написаны в стиле «дружбы народов» (в частности: «Не позволим армянским фашистам поссорить наши народы»), все равно: цель заключается в том, чтобы именно поссорить и вызвать шквал проклятий. Говорят, количество пользователей Интернета в Армении достигло 800 тысяч человек. Сколько армян пользуется Интернетом из-за рубежа, даже представить трудно. Ну, вот, пойди и объясни каждому: где — «фейк», а где — реальный человек. Именно на это и рассчитывают люди, создающие «фейки»…
В 1993 году азербайджанская газета опубликовала одну «мысль», которую якобы выразил Карен Демирчян, а некая российская газета перепечатала эту «мысль». Мол, «не воюйте с азербайджанцами, они очень сильные». Весьма забавно, что противники решили приписать эту «мысль» именно Карену Серобовичу.
В то время я занимал должность пресс-секретаря президента РА, а Карен Демирчян был директором завода «Армэлектромаш». Я позвонил г-ну Демирчяну и спросил, желает ли он опровергнуть эту ложь. Мой собеседник ответил, что если эту ложь начнут обсуждать в Армении, то он опровергнет ее. В Армении никто не стал обсуждать эту чушь. Тогда не было Facebook-а.