Эта избитая фраза точнее всех прочих отображает динамику практики избиения активистов в нашей стране
Как в количественном плане, так и в плане технического осуществления с каждым днем совершенствуются случаи насилия в отношении гражданских активистов, блогеров, оставляющих в социальных сетях нелицеприятные для властей записи, участников разных акций. Счет таким случаям уже давно потерян, однако нет почти и раскрытых дел. Последний случай связан с избиением Вилена Габриеляна – блогера под ником «Навак Чочох» (“Раскачивающий лодку”). Вечером 17-го января он был избит людьми в масках, били его дубинками. Кто-либо сомневается, что виновных не разоблачат? Все предыдущие нераскрытые случаи вынуждают нас не тешить себя никакими надеждами по поводу того, что когда-либо будут обнаружены и призваны к ответственности люди, которые напали и избили безоружного человека. Зато можно с полной уверенностью утверждать, что очередное нераскрытое дело подготовило плодородную почву для следующих актов насилия.
Нападение на Вилена Габриеляна – первый случай в этом году. Однако всего за месяц до этого — в декабре прошлого года, количество случаев нападения и избиения граждан «со стороны неизвестных лиц» было беспрецедентно большим. 9 и 10 декабря были избиты ветераны-добровольцы, активные участники разнообразных гражданских акций Сурен Саргсян, Манвел Егиазарян и Размик Петросян. 11-го декабря возле подъезда своего дома был избит депутат НС РА, секретарь парламентской фракции Армянского Национального Конгресса Арам Манукян. 20-го декабря был избит гражданский активист Вагинак Шушанян.
Ноябрь прошлого года также не прошел без инцидентов подобного рода. Был избит член «Препарламента» Геворг Сафарян, “неизвестные лица” подожгли шесть автомобилей, принадлежащих членам этой же организации и их сторонникам. Однако малейшая надежда на то, что виновных обнаружат, окончательно умирает, когда в ответ на подозрения, что заказчиками этих преступлений скорее всего являются представители власти, точнее — звеньев полиции, заместитель главы полиции заявляет: «Мне здесь стесняться нечего, я в этой стране как щенку отрежу уши любому, кто в моем присутствии посмеет хоть слово дурное молвить в адрес президента».
Читайте также
Такому «признанию» в любой нормальной стране последовала бы отставка данного чиновника, нам же на это рассчитывать не приходится. При таком раскладе ты с болью осознаешь, что случаи эти не расследуются, не раскрываются не в виду бездарности наших полицейских, а просто напросто потому, что нет и в помине никакого желания, ни малейшего намерения их раскрывать.
2013 год также был довольно щедр в плане избиений гражданских активистов. Причем настолько щедр, что в конце сентября 2013-го полиция распространила заявление, мол «В последний период в адрес полиции звучат обвинения и поступают жалобы по поводу нашего бездействия в связи со случаями насилия и избиения со стороны неизвестных лиц активистов, участников гражданских акций. Все эти обвинения беспочвенны и не соответствуют действительности. Сразу же после инцидентов были осуществлены оперативно-розыскные и следственные мероприятия, были назначены экспертизы, были обнаружены очевидцы, свидетели, были изучены видеозаписи. Следствие по делам в связи с нападением на гражданских активистов находится под непосредственным контролем начальника полиции, о ходе следствия предъявляется рапорт ежедневно».
Однако – ни слова о разоблачении виновных или раскрытии конкретных дел. 4-го сентября 2013 года такими «неизвестными лицами» были избиты гражданские активисты Айкак Аршамян и Сурен Сагателян. Одного года и трех месяцев оказалось недостаточно для того, чтобы были разоблачены лица, избившие этих граждан, в том случае, когда на данной территории было много видеокамер и не нужно иметь семи пядей во лбу для того, чтобы не мешкая раскрыть это преступление и призвать виновных к ответственности. Но о чем же, собственно, может идти речь, когда подобные действия в последний раз осуществлялись ровно год назад?
В беседе с «Аравот» Айкак Аршамян рассказал: «В последний раз со следователем мы встречались в январе прошлого года. Уже больше года, как нет никаких новостей. Мы даже не в курсе, закрылось ли дело, замяли его, или временно “заморозили”?» Мы спросили: но ведь если бы это дело было закрыто, то в течение года вам должны были сообщить об этом? На этот вопрос г-н Аршамян ответил следующим образом: «Да, они обязаны сообщать в письменном виде, на какой стадии находится расследование. Однако уже больше года, как нет никаких сведений. До меня давно дошли какие-то слухи, что дело должны закрыть, но я не в курсе, что там произошло в итоге. А следователь, который этим делом занимался, перевелся из Центрального отделения в Шенгавит».
Мы спросили, они хоть делали вид, что занимаются этим делом, пытаются раскрыть его? А. Аршамян ответил: «Вот что было в последний раз: когда мы в январе 2014-го пришли в отделение, они уточнили показания, сравнивали результаты анализов крови, мы подписали какие-то документы — это были данные об отпечатках пальцев, там на машине были обнаружены отпечатки пальцев третьего лица…»
Мы поинтересовались, не считает ли наш собеседник, что такие нераскрытые дела и являются причиной новых подобных случаев. Господин Аршамян согласился с нами: «Это так, однозначно. Поскольку такие вот случаи политических преследований, актов насилия не раскрываются, то за ними стоит власть. Такого рода примитивные акты насилия — избиения, осуществляемые в самом центре города, при наличии многочисленных видеокамер, и не раскрываемые, свидетельствует о том, что полиция своим бездействие покровительствует людям, осуществляющим такие деяния, если и вовсе – не сотрудничает с ними».
Наш собеседник также с иронией отметил, что за этот год с лишним преступники даже усовершенствовались: «Если на нас напали безоружные и единственным скрывающим их обстоятельством являлась темнота, то на Вилена Габриеляна напали уже с дубинками и скрыли лица с помощью масок. Даже, насколько мне известно, люди, напавшие на Вилена, были в одинаковой одежде, чуть ли не в униформе, в одинаковых дутых куртках. Так что, в этом смысле прогресс есть. Работают над собой, развивают технологии».
А стремление скрыться в темноте или за масками, по словам А. Аршамяна, преследует простую цель: «Они знают, что власть рано или поздно сменится, и поступают так, чтобы с тем же успехом служить власти следующей».