В посвященной Армении главе доклада американской организации The Heritage Foundation под заголовком «Индекс экономических свобод 2015» есть примечательное наблюдение: «В 2014 году президент Армении освободился от нескольких известных реформаторов, был сформирован новый кабинет, в который были включены чиновники, обогатившиеся благодаря связям с властями, а министр финансов давно обвиняется СМИ в коррупции».
Напомним, что в марте прошлого года Тигран Саргсян подал в отставку и уступил “кресло” премьера Овику Абраамяну, который сформировал новое правительство. «Это их оценка, которую лично я не разделяю. Кем бы ни был этот реформатор, лично я не помню, были ли вообще в Армении за эти 25 лет какие-либо реформаторы, или их не было вовсе»,- так прокомментировал в беседе с Aravot.am точку зрения международной организации вице-председатель постоянной Комиссии НС по экономическим вопросам Микаэл Мелкумян.
В ответ на наш вопрос, могли бы бывший премьер-министр Т. Сарсян или экс-президент Р. Кочарян считаться реформаторами за 25 лет истории независимости Армении, тем более, что во время правления последнего был зарегистрирован экономический рост, г-н Мелкумян сказал: «Сейчас мы не это обсуждаем, экономические результаты оцениваются с помощью показателей, независимо от того, реформатор ты или нет. Во времена Кочаряна бедность сократилась, был двукратный рост, но о том является ли деятель реформатором, я сужу не по личности, а по показателям. Во время упомянутого Вами Тиграна Саргсяна и во времена всех остальных премьеров, не наблюдалось реформаторского эффекта.”
По словам г-на Мелкумяна, возможно стремления Тиграна Саргсяна вполне соответствовали в классическом или методологическом смысле подходам упомянутой международной организации, но он не проявил в достаточной степени волю для осуществления этих стремлений: «Политическая воля, скажем, они именовались премьер-министрами, или какими-то министрами, но их весомость в плане принятия политических решений, была почти нулевой».
Читайте также
По словам депутата от ППА, в Армении функционирует не институт реформатора, а степень влияния на политическое решение. Микаэл Мелкумян напоминает, что из команды упомянутых “реформаторов” был также Ваче Габриелян: «Смотрите, его повысили в должности, он стал вице-премьером и как же нам теперь понимать их точку зрения? Здесь действуют иные, неписанные законы».
Господин Мелкумян сказал, что, проучившись, скажем, в Гарвардском университете, невозможно применить эти классические правила в случае с Арменией. «Они должны быть в курсе бизнес-атмосферы в Армении, знать политическое поле, спрос, требование потребителя, правила сферы торговли. Здесь если крупный супермаркет говорит: я займусь сбытом твоего товара, но ты этот товар моему конкуренту не предлагай, — это просто пример – то, нет нигде в мире больше такого. Этот фонд в курсе, какого типа отношения здесь работают, чтобы давать оценки?»,- сказал г-н Мелкумян.
Согласно наблюдениям депутата, поменялось правительство, бывшие ушли, их заменили другие, которые пришли с благими намерениям приступить к реформам, но: «Мы поняли следующее: содержание нынешней политической власти и ее особенность таковы, что как бы они ни желали провести реформы, это не сработает, не даст никакого эффекта, коль потеряно доверие к власти в целом. Ты сколько хочешь, что хочешь говори, но если нет доверия, то инвестор не станет делать здесь вложения».