ОДКБ не причисляет действия Азербайджана к агрессии?
Четвертого февраля министр иностранных дел РА Эдвард Налбандян принял Генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Николая Бордюжу, который выразив глубокую озабоченность в связи с недавним обострением ситуациии на границе Армении и Азербайджана и на линии соприкосновения Нагорного Карабаха и Азербайджана, вновь подтвердил безоговорочную поддержку ОДКБ мирному урегулированию карабахской проблемы.
Во время состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции в павильоне агентства «Россия сегодня», Николай Бордюжа, обращаясь к недавней эскалации напряженности в зоне карабахского конфликта, исключил какое-либо военное вмешательство ОДКБ в этот конфликт. Он подчеркнул, что это противоречило бы основной позиции ОДКБ: «Если вы думаете, что мы здесь должны реагировать военными мерами, то это противоречит основной позиции ОДКБ, согласно которой Нагорно-Карабахская проблема решается исключительно мирными средствами, опираясь прежде всего на принципы Минской группы».
Бордюжа не обошел вниманием и тему «цветных революций», регулярное обращение к которой российские официальные лица считают своим долгом. Коснувшись вопроса цветных революций и событий в Украине, он объявил, что у ОДКБ есть потенциал по предотвращению «цветных революций» и неконституционных переворотов. То, что Карабахский конфликт должен быть решен исключительно мирным путем, и что Россия считает важной роль Минской группы ОБСЕ в процессе урегулирования, является весьма положительным фактом. Но проблема вовсе не в том, что общественность Армении ожидает от ОДКБ военного вмешательства, запрос гораздо проще – почему на посягательства Азербайджана на границы Армении ОДКБ не реагирует, например, каким-либо заявлением в адрес властей Азербайджана, тем более, что Армения является членом ОДКБ, а Азербайджан – нет.
Читайте также
Если исходить из того, что ОДКБ не может по собственной инициативе и воле реагировать и осуществлять действия оборонительного характера, то обращаясь к формальной стороне этого вопроса, официальный Ереван на днях дал следующие разъянения. Министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, отвечая на прошлой неделе на вопрос «Аравот», объявил, что по поводу последних событий они обратились в ОДКБ, а также в другие международные структуры. То есть, получается, что ОДКБ не считает, что против Армении со стороны Азербайджана осуществляется агрессия, при которой организация обязана отреагировать именно в рамках самой организации, а не во время встреч с властями Армении. Или же «вмешательства» России в постсоветских странах оперативно организовываются только в случае вопросов геополитики и «цветных революций»?
Азербайджан является для России «честной», «надежной», «объективной» и «дружественной» страной
30 января министр обороны России Сергей Шойгу на заседании коллегии Министерства обороны заявил, что Россия приступит к укреплению своих вооруженных сил в «стратегических регионах». Для «стратегического» укрепления в Армении дальше вроде уже и некуда, но даже и в этом случае довольно тесное сотрудничесво между Россией и Азербайджаном в последний период выглядит более внушительным. На днях спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин, подтвердив позицию России о приостановке работы в ПАСЕ в течение года, выступил с примечательными признаниями. ПАСЕ, как хорошо известно, еще до апрельской сессии лишила российскую делегацию основных полномочий – права голоса и участия в руководящих органах. «Как обычные люди, так и руководители государств бывают надежными, либо, напротив, ненадежными. Для государства же особенно актуально иметь надежных союзников, особенно в кризисное, непростое для него время. Таким благородным, надежным и объективным другом России является Азербайджан», – объявил Сергей Нарышкин в эфире телеканала «Вести 24», приведя в пример азербайджанскую делегацию, и добавил: «Наши друзья и коллеги из парламентской делегации Азербайджана проголосовали так, как считают нужным, в пользу справедливости, здравого смысла и в пользу демократии».
Потепление в российско-азербайджанских отношениях, как мы видим, проявляется на различных уровнях. Неожиданная позиция троих членов армянской делегации, воздержавшихся во время голосования в ПАСЕ, особенно после убийства 12 января в Гюмри семьи Аветисянов, конечно же, не могла служить оправданием. Но весь вопрос в том, что есть надежный способ приведения армяно-российских отношений в доверительное русло – это демократическая, крепкая Армения, даже в условиях членства нашей страны в ЕврАзЭС.
Российская «Независимая газета» недавно отметила, что Азербайджан выразил в ПАСЕ поддержку России, когда на такой шаг «не пошли даже ближайшие союзники России». Согласно изданию, того как Баку выступил в ООН в поддержку территориальной целостности Украины, многие надеялись, что между Россией и Азербайджаном «пробежит черная кошка»: «…Однако вопреки этим ожиданиям Азербайджан решил вывести на новый уровень двустороннее сотрудничество с Москвой. А поддержка, оказанная России в ПАСЕ, многими была воспринята как изменение внешнеполитического вектора Баку».
Фактически, Азербайджан в ПАСЕ послал месседж как Европе, так и Москве. Официальный Баку выступил против изоляции России, рассчитывая на еще большее доверие со стороны Москвы. И совершенно не будет преувеличением утверждать, что ожидания Азербайджана от Москвы в основном связаны с Нагорно-Карабахским конфликтом. В то время как в России звучат дифирамбы в адрес властей Азербайджана, председатель Милли Меджлиса Азербайджана Октай Асадов прокомментировал голосование азербайджанской делегации в ПАСЕ следующим образом: «Мы не присоединяемся к этим санкциям, мы против этого. Несостоятельны утверждения, что тем самым Азербайджан «поддерживает оккупанта». Нет, это абсолютно не так. Мы просто вместо санкций выступаем за диалог. Та самая Европа в вопросе Нагорного Карабаха, вместо санкций против армян, предлагает нам диалог, вот и мы предлагаем их же вариант».
Для понимания всего «обаяния» потеплевших российско-азербайджанских отношений, как свидетельство можно рассматривать недавнее сенсационное сообщение, которое разместили несколько азербайджанский сайтов. «Мне что, выйти и сказать, что в Баку меня подвергают цензуре, и при этом уверяют, что в стране нет цензуры? Когда я иду куда-нибудь выступать, то мне сразу звонят и просят не критиковать Россию. А о чем говорить послу, если его страна подверглась военной агрессии со стороны России?», – заявил посол Украины в Азербайджане Александр Мищенко, выступая на презентации книги политолога Эльхана Шахиноглу «От Майдана к Майдану».
Теперь можно более четко понять, наколько Москва может быть недовольной такими настроениями в Армении, которые она расценивает как «антирусские». В этом, вероятно, причина того, что посол России в Армении лично пригрозил общественным организациям, «вбивающим клин» в армяно-российские отношения. Ведь в отличие от Азербайджана, в Армении, кроме властей и не-властей, в других слоях общества, при разговоре или высказывании мнений о России, цензура не осуществляется, табу на это не наложено.
На Западе считают, что Армения может пересмотреть свои отношения с Москвой.
Аналитический центр «Stratfor» опубликовал недавно доклад с примечательными акцентами, в котором они пришли к выводу, что самые верные союзники Москвы на постсоветском пространстве – Беларусь и Армения, могут пересмотреть свои отношения с Россией в свете ее конфликта с Западом. Эксперты Центра указали на сделанное в конце января президентом Беларуси Александром Лукашенко заявление, который не исключил, что Беларусь может выйти из ЕАЭС, если не будут соблюдаться договоренности. Что касается Армении, то по мнению экспертов центра, наша страна находится перед растущими трудностями из-за Нагорно-Карабахского конфликта, где ключевую роль играет РФ, но они уверены, что Беларусь и Армения будут постоянно переоценивать свою позицию в зависимости от того, к чему приведет борьба между Москвой и Западом. Аналитики «Стратфора» считают, что украинский кризис в любом случае оказал свое влияние на Карабахский конфликт, возросла напряженность по всей линии соприкосновения между Арменией и Азербайджаном, а Азербайджан приобрел возможности для большей маневренности за счет энергетических ресурсов, а также по той причине, что внимание России сконцентрировано на событиях в Украине.
«С учетом этого фактора, Армения ставит под сомнение обязательства России как гаранта безопасности, особенно, когда Москва слабо отреагировала на инцидент со сбитым армянским вертолетом. Армения не предприняла никакой сильной ответной атаки, а 27 января министр обороны Сейран Оганян признался, что подбитый вертолет отклонился от курса, а также сообщил, что из-за инцидента был смещен ряд должностных лиц», – было отмечено в докладе.
По мнению аналитиков «Stratfor», это удивительное и странное признание показывает, что Армения может пересмотреть свои отношения с Россией, чем попытаются воспользоваться Запад и Турция, однако в любом случае Армения поостережется сильно отдаляться от России. С учетом реакции и ЕС, и США в плане отношений с Арменией, а также последних заявлений сопредседателей МГ ОБСЕ, можно говорить, что Армения в данный момент пытается взвесить партнерство с Западом. Стабильность в Армении сегодня более важна, чем когда-либо».