Во время траурного шествия памяти Немцова участники скандировали «РФ без Путина», «Не забудем, не простим»
«Это было не убийство, а показательный расстрел»
Принципиальный, неподкупный, смелый политик, честная, яркая, жизнерадостная личность и просто свободный человек – российский оппозиционер Борис Немцов, был убит 27 февраля практически у стен Кремля. В годы президентства Бориса Ельцина Немцов занимал должность губернатора Нижегородской области, затем переехал в Москву, был назначен министром топлива и энергетики, а позднее заместителем премьер-министра РФ. В 1999-2003 гг. он являлся депутатом российской Госдумы, был одним из основателей политического движения «Солидарность», сопредседателем партии РПР-Парнас, член Координационного совета российской оппозиции, выступал с критикой в адрес президента РФ, и известно, что в последние месяцы оппозиционному деятелю угрожали убийством. Немцов несколько недель назад дал интервью, в котором, в частности, сказал: «Моя мать категорически против того, что происходит в Украине. Она считает, что это катастрофа и кошмар. Но ее больше беспокоит Путин. Когда я ей звоню регулярно, она говорит: «Сынок, когда ты прекратишь ругать Путина? Он тебя убьет». А когда журналист заметил, что, мол, «будем надеяться, что победит здравый смысл, и Путин не убьет вас», Немцов отметил: «Дай Бог, и я надеюсь».
Спустя минуты после убийства российская пропагандистская машина сразу выдвинула различные версии, от создания атмосферы таинственности и интриги вокруг сопровождавшей его в тот день молодой украинки, до заказного убийства со стороны иностранных спецслужб. Однако только тот факт, что убийство было совершено именно по соседству с Кремлем, в зоне видимости десятков видеокамер, свидетельствует о том, что у заказчиков убийства была цель – открыто продемонстрировать, что может произойти со всеми теми, кто «против России». Интересным было мнение российского диссидента Владимира Буковского: «Никто, кроме путинского режима, не способен на расстрел рядом с Кремлем, потому что это самое небезопасное место для преступления». «Государственный террор», «Путин создал адского терминатора», «Это было не убийство, а показательный расстрел» – такие оценки в эти дни давали российские активисты, общественно-политические деятели и эксперты, отмечая, что истинной целью этого зверского убийства было одно – запугать россиян. Сразу же после убийства пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков передал: «Президент резко осудил жестокое убийство и отметил, что оно имеет все признаки заказного и носит исключительно провокационный характер».
Читайте также
1 марта, в день убийства известного тележурналиста Влада Листьева, ровно 20 лет спустя, состоялось шествие памяти Бориса Немцова. 1 марта в Московском Марьино должен был состояться марш оппозиции, его важность отмечал в своих недавних интервью российским средствам информации Немцов, однако после его убийства оппозиция решила вместо марша «Весна» провести в центре Москвы траурное шествие в память о Борисе Немцове. Шествие было впечатляющим, и даже неожиданно многолюдным, активисты сообщали об участии от 50 до 70-80 тысяч, и даже о 100 тысячах участников.
«Россия без Путина», «Не забудем, не простим» скандировали участники траурного шествия, и в разговоре с журналистами в прямом эфире взволнованно отмечали, что пересечена некая черта, после чего следует остановиться и задуматься о будущем своей страны. Ходорковский за границей, Навальный в тюрьме, а Влад Листьев, Анна Политковская, Борис Немцов – убиты. Россия освобождается от свободных людей.
Немцов о передаче Пермякова Армении: «А потом мы удивляемся, почему нас все кругом ненавидят»
Борис Немцов периодически говорил и о проблемах Армении, о которых можно упомянуть сегодня вновь. После убийства 12 января в Гюмри членов семьи Аветисян, Немцов был одним из тех немногих россиян, который отметил, что Валерия Пермякова необходимо передать правосудию Армении. На своей фейсбуковской странице Немцов, в частности, написал: «Когда кремлевское движение Антимайдан объявляет обвиняемого в убийстве армянской семьи в Гюмри Пермякова узником совести, они на что рассчитывают? На любовь армянского народа? Или на то, чтобы русских прокляли даже дружественные до сих пор граждане Армении? Похоже, кремлевские провокаторы ровно на второе и рассчитывают. А Кремль их молчаливо поддерживает… Но Пермякова не выдают и даже называют его узником совести… А потом мы удивляемся, почему нас все кругом ненавидят».
В интервью «Первому информационному» в мае прошлого года Немцов, коснувшись той части армянского общества, которая с болью восприняла решение о присоединении к Таможенному союзу, а также отвечая на вопрос о том, что могла сделать Армения, чтобы с честью предстать перед миром, заметил: «У Армении есть очень небольшое поле для маневра. Экономика Армении всецело зависит от экономики России, Армения географически оторвана от мировых рынков, следовательно, по большому счету выбор невелик, и ей можно только посочувствовать.
Армения в этом смысле является маленьким сателлитом путинизма, которая, к сожалению, не имеет большой возможности для выбора, поэтому мне трудно давать советы как вырваться из-под опеки Путина, так как мне трудно представить, как можно выжить в условиях блокады, а вы можете это сделать. Поэтому все-таки идеальным вариантом – ведь армяне умные, древняя нация – я считаю, что может быть своеобразная армянская Финляндия, то есть проводить свою внутреннюю политику, осуществлять реформы, развивать демократию и не спорить с Путиным. Но это, конечно, решать армянам. Вы помните, когда финны были в советском блоке, они, тем не менее, всегда были с Европой – развивая демократию. Эта модель развития обеспечит и внутреннее развитие, и устранит внешние угрозы, то есть, аннексии, вторжения и подобные грубые действия со стороны России».
По поводу того, какое будущее у евразийских интеграционных проектов, Немцов отметил: «Дело в том, что никакого будущего у евразийских интеграционных проектов нет – по той простой причине, что диктатуры не могут объединяться и формировать положительную среду, пропагандировать демократические ценности. Европа не становилась демократической так долго, пока не пал режим Франко, пока не пал режим «черных полковников» в Греции, пока на Балканах не пали диктаторские режимы. Европа стала Европой, когда эти режимы исчезли, это диктатуры склонны к железным занавесам, следовательно, мечта Путина – создать Евразийский союз, так и останется мечтой. Он не будет сформирован».
Ранее, в 2007 году, в интервью радиостанции «Свобода» Немцов посоветовал армянским либералам объединиться, отметив, что «реформы прокляты повсюду», и Армения в этом вопросе не составляет исключения: «Думаю, что армянский народ спустя какое-то время, может, это произойдет не сразу, осознает важность либеральных экономических преобразований. Армянские реформаторы, которые создали частный класс, которые содействовали частному предпринимательству, прокляты, но их дело живет».
Он добавил, что многие из соседних стран просто копируют то, что происходит в России. «Для Путина сейчас все враги, даже Лукашенко враг. Единственная страна, с которой Россия в дружеских отношениях, это Армения. Эта дружба, однако, в первую очередь, на бюрократическом уровне, и эта дружба, я сказал бы, носит характер попугайного копирования. То есть, когда люди копируют не лучшее, а самое плохое… То, что в парламенте Армении сидят предприниматели, и то, что в Армении очень трудно заниматься бизнесом без административного и властного ресурса, у меня удивления не вызывает. Но нельзя копировать у России худшее. Я думаю, что коррумпированная модель сращивания бюрократии и бизнеса ведет Армению назад», – отмечал Немцов.
Эмма ГАБРИЕЛЯН