«Начиная с журналов сельсовета, и заканчивая журналами ООН, – все они доказывают», что из процесса урегулирования НКР вывел именно Кочарян
Примечательный случай произошел на днях. После провозглашенных Тер-Петросяном «политологического анализа» и «буржуазно-демократической революции», АНК стал в некотором смысле обходить тему критики Кочаряна, явным образом прекратив озвучивать некогда весьма для них актуальный вопрос об его ответственности в событиях 1 марта. Дело даже дошло до того, что однажды по какому-то поводу Левон Зурабян предупредил о существовании угрозы потери собственности Кочаряна, отметив следующее: в случае своего переизбрания в 2013 году Серж Саргсян сделает все возможное для удаления с политической арены обладающих крупными финансовыми и экономическими ресурсами Гагика Царукяна и Роберта Кочаряна: «Тот, кто стоит во главе власти, тот и завладевает собственностью. Следовательно, тот человек, который потеряет власть, потеряет и собственность.»
4-го марта пресс-секретарь Кочаряна опубликовал одно разъяснение, согласно которому можно констатировать, что Кочарян поставил жирную точку на временном перемирии, которое с некоторых пор установилось между Тер-Петросяном и Кочаряном. Поводом для озвучивания заявление пресс-секретаря Кочаряна послужило заявление Тер-Петросяна, которое он озвучил 1-го марта, в котором он, в частности, сказал: «В то же самое время кочаряновский режим позволил во внешней политике и более грубый провал: выступающая прежде в качестве полноправной стороны в конфликте Нагорно-Карабахская Республика была выведена из процесса урегулирования, и вопрос самоопределения армян Арцаха превратился в тему территориального армяно-азербайджанского спора.»
Примечательно, что во время первомартовского митинга, Тер-Петросян вновь не затронул вопрос об ответственности Кочаряна в трагедии 1 Марта, вероятно, направив месседж Кочаряну, намекнув о возможном союзничества с Кочаряном после исключения Царукяна с политической арены. Между тем, Кочарян через 3 дня после этого выступления отреагировал, мол НКР из переговорного процесса вывел именно Тер-Петросян, тем самым, фактически, рассеяв все ожидания Тер-Петросяна. По всей видимости, эта тема являлась для Кочаряна лишь поводом подчеркнуть свое негативное отношение к Тер-Петросяну.
Читайте также
Что же касается “достижений” Кочаряна и Осканяна в 1998-2008гг. в процессе урегулирования Карабахского конфликта, так это действительно вовсе не является темой для обсуждения, ибо, как говорится в известном романе известного писателя, «начиная с журналов Сельсовета, и заканчивая журналами ООН» все факты говорят о том, что именно в годы их правления НКР была выведена из процесса урегулирования – это неопровержимая действительность.
Напомним, что в 1998г. Кочарян пообещал урегулировать Карабахский конфликт пакетным — «победоносным» вариантом, пообещал создать независимый Карабах на 8 тыс. кв/км., причем, — не проводя никаких референдумов и не вмешивая в этот процесс сам Карабах. Однако позднее выяснилось, что Кочарян и Осканян являются даже сторонниками того, чтобы НКР была провозглашена в качестве части Азербайджана, поскольку они согласились в результате переговоров на приемлемый для них вариант формирования «Общего государства» (предложенный в годы правления Кочаряна – в 1998г. вариант «общего государства», был полностью опубликован в армянской прессе). Между тем, это предложение было официально представлено Нагорному Карабаху и Степанакерт также принял его. И уже после этого, в 1999 году Кочарян втянулся в переговоры вокруг обмена территориями.
Во время саммита ОБСЕ в Стамбуле Кочарян подписал Хартию Европейской безопасности и признал верховенство принципа территориальной целостности государств, и вообще, после смены власти в 1998 году, вопрос Карабахского конфликта вышел из сферы права народов на самоопределение и превратился в территориальный спор Армения-Азербайджан.
И это еще не все. К “достижениям” режима Кочаряна и Осканяна относится также обсуждение идеи о создании коридора, связывающего Азербайджан с Нахичеваном – через Мегри — в армянской прессе эта тема широко обсуждалась в объемных статьях под заголовком «Вариант Мегри». Речь идет о переговорах вокруг урегулирования Карабахского конфликта 3-7 апреля в 2001 году в городе Кивест (штат Флорида), в ходе которых, согласно некоторым сведениям, был выдвинут вопрос Мегри, на столе переговоров лежал вопрос о предоставлении Азербайджану коридора — через Мегри. Этап переговоров в Кивесте проходил под покровительством госсекретаря США Колина Пауэлла. Именно в тот период в обиход твердо вошли заявления о сдаче “оккупированных” территорий. А после кивестских переговоров поступила информация: вокруг статуса Нагорного Карабаха имеют место быть серьезные разногласия. Известно, что кивестский “договор” должен был быть подписан в том же году, летом — в ходе предусматриваемого в Женеве форума, однако он просто не состоялся.
«Это Роберт Кочарян пожелал представлять в переговорах и Армению, и Карабах. В какой-то момент Нагорный Карабах вышел из переговорного процесса, и теперь две стороны конфликта должны достичь согласия для его возвращения. Наступит день, когда карабахцы будут принимать более глубокое участие в переговорах. Было бы хорошо, чтобы это произошло в скором времени»,- заявил в который раз французский сопредседатель МГ ОБСЕ Бернар Фасье в марте 2010-го в ходе семинара «Роуз Рот» СБ НАТО – в ответ на высказанное армянской стороной недовольство по поводу того, что НКР сегодня не принимает участие в процессе урегулирования Карабахского конфликта.
Следует отметить, что в последний раз переговоры с участием Минской группы в полном составе состоялись в апреле 1997-го, в Хельсинки – при участии трех сторон конфликта, после чего сопредседатели представили трем сторонам основные предложения.
С приходом Кочаряна к власти Нагорный Карабах был исключен из переговорного процесса — в результате его собственного решения, а предложения по карабахскому урегулированию не поступали уже после 27-го октября 1999 года. После 27-го октября 1999 года, когда Кочарян стал единоличным правителем, Нагорному Карабаху больше вообще не представлялись никакие предложения по урегулированию, что бесспорно свидетельствует о последовательной политике Кочаряна и Осканяна по выведению НКР из переговорного процесса.
Да, и вообще, когда говорится об участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе, следует понимать, что именно подразумевается под участием сторон конфликта. Прежде всего, это означает обстоятельство представления сторонам вариантов урегулирования, и здесь следует напомнить, что в 1997 году пакетный и поэтапный варианты урегулирования Карабахского конфликта были представлены Армении, Азербайджану и Нагорному Карабаху.
Еще одно примечательное напоминание. Все помнят нашумевшие теле-дебаты между кандидатами в президенты РА — лидером НПА Степаном Демирчяном и Робертом Кочаряном, в время предвыборной кампании в 2003 году, в ходе которых Кочарян – в ответ на обвинение в свой адрес, которое озвучил Демирчян, в том, что НКР из переговорного процесса исключен, — заявил, мол он сам вывел Карабах из этого процесса, то есть, он не только не опроверг это утверждение, но и оправдал свою четырехлетнюю «тактику» следующим образом: так правильно, ибо без Карабаха Армения берет на себя больше ответственности в переговорном процессе.
Стало быть, на фоне существующих неопровержимых фактов, все “корректирующие” труды Кочаряна и его конторы, выглядят, мягко говоря, нелепо.