Завистливые люди постоянно жалуются на «несправедливость»
Библейская притча о возвращении блудного сына многократно осмеивалась в современной журналистике. Искаженный сюжет этой истории обычно представляется следующим образом: некто, скажем, ушел из своей партии в некую другую партию, затем вернулся в родные политические пенаты и лидер этой партии его простил. Параллель со святой книгой, полагаю, не очень-то и применима, ибо, в частности, в этой истории речь идет о совершенно искреннем и столь же бескорыстном покаянии и настолько же бескорыстном и искреннем прощении, а не о политических и экономических выгодах.
Однако в этом плане существует еще один персонаж – старший брат, который в отличие от «блудного сына» во время отсутствия своего брата вел себя примерным образом (либо, считал, что вел себя таким образом), и теперь недоумевает: почему же согрешившего его родственника простили с такой легкостью? «Ведь, я же такой хороший, — думает этот “примерный” брат, — почему этот блудный человек должен иметь те же привилегии, что и я? Это что за несправедливость такая?!» Если он так думает, то значит его прежнее «правильное поведение» было не столь уж и искренним, и было рассчитано на получение на вознаграждения. А когда человек сравнивает свое положение с положением другого человека и это сравнение его разочаровывает, то этому есть одно название – зависть.
Один из семи смертных грехов непосредственным образом связан со всеми остальными, ибо, например, гордыня не позволяет человеку мириться с тем, чтобы кто-то был равен ему, или был лучше него, и как мы с легкостью можем наблюдать в нашей повседневной жизни, приводит это к тому, что люди, не ударившие пальцем об палец и поэтому не добившиеся в жизни ничего путного, завидуют тем, кто чего-то в жизни добились. Между тем, я уверен, что ключ к собственному успеху – в радости за успехи других.
Читайте также
Христианский мыслитель 8-го века Иоанн Дамаскин писал, что зависть является чувством неприязни, которое человек испытывает из-за чужих благ, а сострадание вызывает неприятное чувство в связи с несчастием других.
В этом плане, конечно, СМИ, а в последние десятилетия особенно – Интернет, открыли широкое поле для этого греха. Любая красивая женщина, любой успешный деятель искусства или бизнесмен становятся мишенью для массового нападения, в ходе которого комментаторы и распространители дают волю своим не столь уж красивым страстям. Толпе всегда нравилось сбрасывать с пьедестала успешных людей и бросать их в грязь. Просто, виртуальное поле сделало это вековечное желание очень осязаемым, и какой-либо человек, который задерживается более чем на 10 минут в виртуальных сплетнях, может получить серьезные психологические травмы.
Более того, мне кажется, что прав был преподобный, которого я процитировал для противопоставления зависти и сострадания. Точно так, как толпа завидует успешным людям, она и не испытывает сострадания к людям, попавшим в беду. Именно в этом и кроется причина того, что в телевидении и в Интернете лучше всего «продаются» новости об авариях, катастрофах, бедствиях и войнах. Люди, которые так любят читаться и смотреть их, могут, конечно, для виду сказать: «ох-ох-ох, что же это творится», но внутренне они радуются, что это произошло не с ними.
Зависть, конечно, существует и на «национальном уровне». «Вай, что мы за нация, что это за проклятая страна, вот бы нам французами или китайцами быть». Или: «Почему королева Англии отправилась в Турцию, вместо того, чтобы посетить Армению? А, понятно, турки ей дали взятку». Постоянное, ежесекундное сравнение себя с другими и “страдания” из-за этого, отвлекают как отдельного человека, так и народ в целом от основного дела, от работы над собой.
Чужой опыт изучать, конечно, нужно, но только – в качестве урока, примера, показателя, но ни в коем случае – в качестве предмета для зависти.
Ключ к собственному успеху – только в работе над собой. Ты будешь уважать, а не завидовать тому, чьи успехи очевидны, потому что будешь на собственном опыте знать цену этому успеху . Только в этом случае радость за успехи других будет закономерна и естесственна.