«Почему возник этот вопрос, ведь в прошлом году в Астане такого вопроса не стояло? Имеются ли некие предпосылки и основания для введения единой валюты на территории ЕАЭС?», — такой вопрос поднял сегодня в пресс-клубе «Постскриптум» экономист Ашот Егиазарян, обратившись к обстоятельству создания единой валюты на территории ЕАЭС.
Отметим, что президент РФ Владимир Путин на днях поручил Центральному Банку РФ, исследовать возможности перехода на единую валюту в ЕАЭС.
Ашот Егиазарян уверен, что для того, чтобы перейти на единую валюту, в первую очередь, необходимо было перейти к высоким уровням экономической интеграции: «На этой территории не существует общего рынка, а без общего рынка невозможно перейти к единой валюте». Экономист не пытается сравнивать это с решением Евросоюза о переходе на единую валюту, потому что ЕС перешла на единую валюту лишь после удовлетворения соответствующих параметров: «Без удовлетворения макроэкономических показателей, не может быть какого-либо экономического основания для перехода к единой валюте».
Экономист объясняет решение о переходе на единую валюту следующим образом: «Этот шаг преследует исключительно политическую цель. Априори Евразийский проект имел одну первоначальную цель — создание единого государства. Поставленные экономические задачи следует рассматривать только с точки зрения мягкой политики. Выявилось и выяснилось, что эти евразийские проекты Москвы являлись авантюрой и, по сути, они уже провалились, и Москва пытается перейти к более жёсткому решению».
Экономист, ссылаясь на зарегистрированные в Армении за январь месяц текущего года экономические показатели, и сравнивая их с показателями за тот же период предыдущего года, отметил, что произошел экономический спад: «Показатели говорят сами за себя: внешняя торговля сократилась на 30 процентов, трансферы — на 50 процентов, темпы экономического роста значительно упали, многие отрасли пережили ощутимый спад. Сфера энергетики переживает деградацию, банковская сфера – стагнацию».
Читайте также
Ашот Егиазарян вспоминает, что сторонники ЕАЭС в Армении всегда оправдывали решение о членстве в этой организации, говоря, что нет никакого иного выбора: «А сейчас они пытаются сказать, что эти показатели не связаны с ЕАЭС. Не сомневайтесь и не удивляйтесь, что те же люди через несколько месяцев скажут, что Армении не нужна независимость, поскольку у нас нет другого выхода». По словам экономиста, реальная ситуация была такова, что мы имели статус зависимой страны, в данном случае — от России: «И это — от такой страны, экономика которой зависит от цен на нефть. Сегодня, став членом ЕАЭС, мы выбрали также и путь зависимого изолированного развития. Нет сомнений в том, что этот процесс приведёт нас к политической и экономической катастрофе и даже — к потере государственности».
Ашот Егиазарян уверен, что единственный для нас выход — это поворот в сторону евроатлантических структур.