Недавно из жизни ушел известный государственный деятель Владимир Дарбинян. Как и положено, мы в таких случаях ценим положительный вклад этого деятеля и прежде всего – строительство мемориального комплекса Сардарапат. Вообще, когда речь идет о национальных, государственных и политических деятелях, то мы должны, прежде всего, подчеркивать о добрых делах, которые они сделали. Вспоминая о том, что из себя представляла советская, в частности, – советская армянская милиция, а также — райкомы партии. Не нужно ни ругать, ни восхвалять прошлое и его деятелей. На прошлое и настоящее следует смотреть холодным трезвым взглядом.
Вчера мой отец напомнил мне, как в одну из тяжелых зим начала 90-х скончался один из его коллег, он упал на улице и замерз, его нашли мертвым спустя несколько часов. Но речь шла о трагической судьбе конкретного человека, а не о политических обобщениях. Потому что в эти годы происходили и хорошие, светлые события. Существует некая прослойка жителей Армении, которые слушая такие истории, сжимают кулаки и принимаются ругать АОД. Зря, это — история нашего народа, – при коммунистической, АОД-овской и последующих властях.
Когда люди говорят: “это была самая яркая (или мрачная) страница нашей истории”, то они, как правило, исходят из своих субъективных восприятий, то есть, из того, каким образом в данный период времени складывались их дела, или дела их близких. А когда речь заходит о более отдаленном прошлом, то мы опираемся на стереотипы, которые сформировались за десятки, а то и сотни лет. Это, конечно, тяжелая, “плохо перевариваемая” тема, здесь могут быть ранены чувства людей, но в связи с приближающейся сотой годовщиной Геноцида армян, нам в особенности стоит подумать о трезвой, неэмоциональной оценке прошлого.
Голландский историк и философ Йохан Хёйзинга писал, что историю следует изучать не из примитивного желания “изъять уроки”, а для того, чтобы увидеть то, что преходящее. Для этого он предлагает отказаться от идеи существования одной “движущей силы”. Каждое событие имеет несколько причин, и когда мы выделяем лишь одно, то обычно мы подстраиваем наши оценки личностей и явлений под наши идеологические предпочтения и личные вкусы, а чаще – под наши предрассудки. Тоже самое, конечно, можно сказать о любом, в том числе, – не историческом, событии или случае.
Читайте также
Самое трудное – это, конечно, отказаться от предпочтений, тем более – от предрассудков.