Если бы между обществами Армении и России было настоящее доверие
Несколько дней назад в Армению приезжал председатель Государственной Думы России Сергей Нарышкин, возглавляемая им делегация в Национальном Собрании обсудила перспективы ЕАЭС. Создается впечатление, что даже русские считают решение Армении присоединиться к ЕАЭС искусственно сделанным шагом. И вот, высокопоставленные российские чиновники приезжают в Ереван, считают своим долгом объяснить — что бы случилось, если бы мы выбрали предложенный европейцами путь и «по ходу» критикуют Запад. По мнению Нарышкина, от применяемого Брюсселем и Вашингтоном «грубого шантажа» страдают в первую очередь Украина и Молдова, подписавшие с Евросоюзом соглашение об ассоциации. А члены Евразийского экономического союза, по словам Нарышкина, защищены. «Трудности, возникшие из-за незаконных санкций не только успешно преодолеваются, но еще и способствуют евразийской интеграции»,- отметил председатель Думы, добавив: «События последних лет показали, какой ущерб может нанести монополия трансокеанской валюты международному сотрудничеству».
Он подчеркнул важность инициативы президента России Владимира Путина о переходе на единую валюту. По мнению российских должностных лиц , ЕАЭС позволяет на равных правах обсуждать эти проблемы, находить единые решения, в противном случае таких возможностей было бы меньше, и присоединение к ЕАЭС основано на принципах равноправия и суверенности. Нарышкин отметил, что в отличие от ЕАЭС, другие интеграционные союзы требуют, чтобы интересы союза преобладали над национальными интересами стран-участниц и подчеркнул, что именно граждане Армении приняли решение о присоединении сраны к ЕАЭС.
Большая часть общественности Армении, конечно, продолжает считать, что без России Армения не имеет будущего, но нельзя говорить, что решение о вступлении в ЕАЭС приняли граждане Армении. Кроме этого, зачем так обеспокоены российские должностные лица, если действительно считают, что это «необратимое» решение приняли граждане Армении и считают необходимым говорить о «другом геополитическом выборе», об ущербах «ассоциации с другими союзами». Может быть все же имеют сомнения? А какая у нас выгода в ЕАЭС? Внутренняя торговля между странами действующующего уже три месяца ЕАЭС — Россией, Беларусью, Казахстаном и Арменией в январе сократилась на 36 процентов в сравнении с тем же периодом прошлого года. Об этом говорится в официальном сообщении Евразийского экономического совета, а росиийские экономисты призывают «медленно спешить» и не делать поспешных выводов. Независимо от того, присоединилась бы Армения к ЕАЭС или нет, уверенно можно сказать, что изменения курса российского рубля негативно повлияли бы на сотрудничество между Арменией и Россией, это очевидно.
Читайте также
Но россияне нашли удобное «оправдание»: «сложившаяся ситуация в мировой экономике, в частности, спад цены на нефть». Но очевиден вопрос становления ЕАЭС и в его рамках вопрос возможности экономического роста нашей страны в целом, не только в случае Армении, но и Беларуси и Казахстана. Как в нашем обществе, так и в российских политических кругах, все отчетливо осознают, что членство Армении в ЕАЭС принудительный и искусственный шаг, ни одна власть нашей страны не могла бы противостоять ему. Сейчас «ставка», кажется, делается только на время – когда же будет констатирована недееспособность этой организации.
Перейдем к следующему вопросу. А может быть польза от присоединения нашей страны в ЕАЭС на самом деле в области безопасности? И в этом случае, однако, не все так гладко. Нарышкин публично ответил на заявление, сделанное на днях президентом Сержем Саргсяном, о продаже вооружений Россией Азербайджану. «Союзнические обязательства России перед Арменией обязуют Россию в случае внешней агрессии защитить Армению, и вы не должны иметь никаких сомнений, что при необходимости эти обязательства будут выполнены. Что касается торговли оружием, то здесь, несомненно есть комерческая составляющая. Любая страна, которая производит современное вооружие, естественно, имеет планы и желание продать его и получить выгоду. Эти средства используются в конструктивных, творческих целях, в том числе для сотрудничества и развития отношений с другими странами».
То есть, Нарышкин — первый русский чиновник, который ответил на озабоченность Сержа Саргсяна о продаже вооружений Азербайджану. Как и следовало ожидать , позиция Кремля неизменна. С Азербайджаном «только бизнес», больше ничего и то только в конструктивных, творческих целях.
Но «стратегический союзник» РФ — Армения часто подвергается агрессии со стороны Азербайджана. Выстрелы в направлении границ Армении звучат из российского наступательного вооружения, интересно, почему этот факт российские власти последовательно не замечают? Те, кто говорят о многовековой армяно- российской дружбе и о недопустимости антироссийских настроений, больше всего должны быть заинтересованы, что бы эти отношения на деле носили равноправный стратегический характер. В случае таких отношений российские чиновники не будут вынуждены подчеркивать в столице Армении, что граждане республики сделали этот выбор и громогласно говорить о вреде и опасности членства в других структурах. Этой необходимости просто не будет, если между властями и обществами двух стран будет истинное доверие.