«Судя по лексике политиков обеих стран, армяно-турецкие отношения, конечно, ухудшились». Такое мнение высказал в интервью своему неофициальному сайту второй президент РА Роберт Кочарян. Согласно Кочаряну, в этом вопросе «негативную роль сыграли также подписанные в 2009 году армяно-турецкие протоколы». Второй президент называет их «мертворожденными» и замечает: «Будучи мертворожденными, они тем не менее возбудили завышенные взаимные ожидания как в Армении и Турции, так и у международного сообщества… Пока не отозвана подпись РА из-под протоколов, усилия по продвижению международного признания Геноцида вряд ли могут быть ощутимыми. К тому же, в перспективу функционирования армяно-турецкой границы сегодня мало кто верит, а это единственное, что Армения могла бы получить от реализации протоколов».
Политолог Грант Мелик-Шахназарян не согласен с тем, что армяно-турецкие отношения ухудшились и приводит свои обоснования: «Они никогда не были хорошими, и отношений, как таковых, никогда не существовало. Всегда было больше истории противоборства или враждебности. И поэтому не с чем сравнивать, что тут ухудшилось, для меня неясно, нет прецедента».
Грант Мелик-Шахназарян не согласен с Робертом Кочаряном и в вопросе неэффективности протоколов: «Протоколами была достигнута возможность применения очередного политического давления на Турцию. Отрицая и выдвигая предусловия в вопросе ратификации протоколов, Турция еще раз подтвердила, что не готова к политическому диалогу, тем самым предоставляя возможность армянской стороне и международному сообществу еще более усилить звучание Армянского вопроса и использовать его против Турции».
Читайте также
По мнению политолога, протоколы сыграли положительную роль в деле укрепления международного авторитета Армении. А почему сохраняются эти «мертворожденные» протоколы и Армения не отзывает свою подпись, то, как указывает политолог, «пока еще не исчерпан лимит по использованию негативистской политики Турции и для новых разоблачений, и именно для этого их и сохраняют».
Все остальные замечания Грант Мелик-Шахназарян считает «субъективными» и заверяет, что процесс признания Геноцида армян от наличия этих протоколов не пострадал, приведя в качестве подтверждающего примера те страны, которые признали Геноцид армян и приняли криминализирующие его резолюции.