Сколько стоит жизнь солдата в нашей стране? Такой риторический вопрос в последнее время, когда государство не находит средств для достойного лечения солдат, получивших ранения в мирное время, наши граждане задают часто. И граждане бывают вынуждены взять на себя эти заботы вместо государства, организовывая разного рода сборы средств для того, чтобы помочь имеющим проблемы солдатам. Общественный сбор денег не плохое дело, но когда речь идет о солдате, независимо от того его лечение будет проходить в Армении или за ее пределами, тем более если есть указание врача и число таких солдат маленькое, государство обязано взять на себя эти расходы.
В первом случае, несмотря на то, что медицинское обслуживание бесплатное, в рамках госзаказа, родители солдат, покупая бинты и вату, лекарства еле справляются с тратами. Но если ту или иную проблему система здравоохранения не в состоянии решить и возникает необходимость лечения солдата за границей, начиная с министерства обороны до правительства и администрации президента отвечают, что у государтва нет средств. Но для ежегодного пополнения служебного автопарка РА, почему-то средства всегда находятся. Лечение уже бывшего солдата Ашота Айвазяна за границей обошлось бы в такую же сумму, которая нужна для покупки дорогостоящей машины дла для должностных лиц.
Ашот заболел во время службы, при выполнении своих обязанностей: какой-то военной техникой получил удар по грудной клетке, который за короткое время нанес серьезный урон его здоровью. В армию он был призван летом 2012 года. Но спустя полтора года демобилизовался уже инвалидом. Обратившегося с жалобами в варденисский госпиталь Ашота исследовали и нашли опухоль под грудиной. Уже в Ереване, в мурацанском госпитале, у парня диагностировали томому, то есть новообразование первичной перегородки. Ашот перенес серьезную операцию на грудной клетке и выписался из больницы уже инвалидом. У него 3 группа инвалидности. Ашота выписали с условием последующего наблюдения у онколога. «Отправили домой, пообещав, что все будет хорошо, сказали, через год приходите на обследование. Прошел год, моему ребенку становилось хуже и хуже, пошли на рентген, оказалось, опухоль повторилась и мы встали перед тупиком – что делать. Тот же госпиталь со своим медперсоналом сказал, что вылечить эту болезнь не может, так как нет соответствующего оборудования и специалистов»,- в беседе с «Аравот» рассказывает отец Ашота, Ованес Айвазян. Отцу солдата посоветовали на этот раз лечение сына организовать за границей. Несмотря на советы врачей, министерство обороны, к которому с просьбой обратился Ованес Айвазян, пообещало организовать лечение солдата в Армении. Но когда министерство здравоохранения создало комиссию и сделало заключение, что болезнь в нашей стране не лечится, министерство обороны «умыло руки» и отошло в сторону. Отец солдата вынужденно обратился к президенту Сержу Саргсяну. Из администрации президента заверили, что для них дорога жизнь каждого солдата. Спустя 3 дня Ованесу Айвазяну позвонили из президентского аппарата и сказали: извините, денег нет, чтобы помочь вам.
По словам Ованеса Айвазяна, только для операции Ашота нужно 25 тысяч евро. Изучая государственные закупки, становится ясно, что когда очередь доходит до чиновников, правительство, за счет налогоплательщиков, позволяет себе тратить миллионы для обеспечения комфортной езды того или иного должностного лица. Согласно вестнику госзакупок, цена каждого приобретенного автомобиля — в среднем 12 млн драмов. Но есть служебные машины, цена которых превышает 20-25 млн, не говоря уже о годовых тратах на эти автомобили.
Читайте также
В одной из немецких клиник согласились сделать Ашоту операцию. Парень сейчас в Германии. Отец солдата продав все, что имеет выручил 18 тыс. евро, которые хватят только на обследование и снятие квартиры в Германии. На операцию денег у солдата нет. Опухоль растет день ото дня. «Когда я снова обратился в министертво обороны и сказал, что сделал половину дела, попросив помочь хотя бы остальным, мне ответили: если столько сделал, сделай остальное тоже. Но мой сын очутился в таком положении по их вине, я в армию отправлял здорового солдата, мало того, что вернули инвалида, еще и не хотят помочь чем-нибудь»,- отмечает отец солдата.