Но развиваться он может только в случае применения модели «выиграть-выиграть»
Американские специалисты еще несколько десятков лет назад во всех типах отношений – межличностных, корпоративных, внутриполитических, международных, выделили в основном модели трех типов: «проиграть-проиграть», «выиграть-проиграть» и «выиграть-выиграть» (win-win). Первый вариант для невменяемых: например, супруги разводятся, и суд решает, что муж должен продать свою машину и вырученную сумму отдать бывшей жене. Недовольный этим решением мужчина свою 100-тысячедолларовую машину продает за 5 долларов, и вручает эти деньги жене. Один остается без машины, вторая – без денег, оба проиграли.
Отношения в мире, как правило, основаны на модели «выиграть-проиграть». Например, меня «побеждают» каждый день, я бы даже сказал «подвергают разгрому», множество читателей, которые указывают мне, как много неправильных и глупых вещей я пишу, тем самым, по их мнению, нанося мне серьезный психологический удар. Или, кто-то на рынке 100-драмовый товар продает за 1000 драмов, и этим «побеждает» наивного покупателя. Или, муж заставляет жену идти туда, куда ей не хочется, так сказать, «ломает в ней сопротивление» и этим празднует «победу». И так происходит не только в межличностных отношениях, но и в мировых масштабах. Теперь понятно, почему мир столь несовершенен?
Разумеется, с тем же самым явлением мы сталкиваемся и во внутриполитической жизни. Оппозиция и власть в Армении стремятся друг друга уничтожить, то есть, одержать друг над другом победу. Причем, первые заявляют, что это будет победа «народа», что они хотят «вернуть власть народу» и так далее, но когда какой-либо политик произносит слово «народ», можете не сомневаться, что он прикидывается. А власти говорят, что они вовсе не преследуют цель уничтожать оппозицию, они «заинтересованы в существовании сильной, влиятельной оппозиции», но и это ложь, и все шаги властей за последние 24 года свидетельствуют об обратном. Решение находится не во взаимных уступках, как может показаться на первый взгляд, а в поиске таких совместных целей, при которых выигрывают обе стороны.
Азербайджанцы хотят «победить» нас, то есть, физически уничтожить или выселить живущих в Арцахе армян, а нашей победой, вероятно, будет то, что они откажутся от такого намерения. Наш спор на этом уровне может продолжаться десятки лет. Существует ли у наших народов некая повестка, при совместном осуществлении которой оба выиграют в равной степени? Если да, то Арцахская проблема когда-нибудь найдет свое разрешение.
Лучший пример модели «выиграть-выиграть» представляет собой рамочное соглашение между «шестеркой» и Ираном, достигнутое в Швейцарии. В случае отмены санкций экономика Ирана, у которой имеется мощный потенциал, задышит свободнее, от чего выиграют и сам Иран, и его соседи (а также и мы, если будем работать в верном направлении). Весьма крепкие политические и экономические отношения с Ираном имеет также и Россия, которая сможет осуществить ряд программ, в том числе и в вопросе строительства атомных станций. Правда, цена на нефть будет продолжать падать, но наши стратегические партнеры рано или поздно должны осознать, что нельзя строить всю экономику только на продаже нефти и газа. Запад освободится от своих страхов, связанных с иранской ядерной программой, и в случае благоприятного сценария он сможет в ближайшем историческом будущем заполучить хорошего экономического партнера.
И кто бы там что ни говорил, но для применения модели «win-win» необходим более высокий духовный и интеллектуальный уровень.