После того как в воскресенье в храме Святого Петра в Ватикане была отслужена литургия в память о жертвах Геноцида армян, а Григор Нарекаци был признан архимандритом Вселенской Церкви, вполне можно было ожидать, что в Армении среди откликов прозвучат примерно и такие: «Католическая церковь в мире не столь уж влиятельна, Папа Франциск не столь уж и хороший человек, в таком-то году такая-то газета написала о нем то-то». Или же – «А что такого в этой литургии? Вот если бы Папа Римский приехал 24 апреля в Армению, это было бы победой нашей нации».
Конечно, было бы лучше, если бы Папа Римский сказал: «Отдайте армянам полагающиеся им по Севрскому договору земли», а турки ответили бы на это: «Ну, раз это говорит Франциск, тогда давайте отдадим». (Хотя, между нами говоря, не представляю, что мы будем делать на этих землях, до сих пор не определившись, а что делать на уже «доставшихся» нам 29 тысячах километров).
Но посредством литургии пункты Севрского договора не реализовались, а следовательно, все напрасно. Словом, традиция брюзжать в Армении весьма развита, но это не национальная особенность, просто последние четверть века наша элита, средства информации (конечно же, и я в числе остальных), как правило не могут посылать людям положительные импульсы – это трудно. А недовольствовать всем, не видеть нигде ничего хорошего – легко, это как если плыть по течению в расслабленном состоянии. Тогда как произошедшее в Риме в воскресенье событие важно прежде всего, на мой взгляд, тем, что наша страна, наша культура и история вносятся в мировой контекст.
Ватикан не только государство, это духовный центр 1 миллиарда 300 миллионов католиков, влияние которого, однако, распространяется за пределы католического мира. Начиная как минимум с 2001 года повторное подтверждение факта Геноцида армян – это не только политическое решение, но и традиция, которая в течение последующих десятилетий будет воздействовать на духовную жизнь всего мира. Такой же поход должен быть и к факту провозглашения Григора Нарекаци архимандритом Вселенской Церкви. Этим констатируется, что наш теолог, философ и поэт стоит в ряду с Августином Блаженным, Иоанном Златоустом, Фомой Аквинским – их труды составляют основу европейской, и, следовательно, мировой цивилизации. И мы, и наши друзья, и недоброжелатели должны знать, в чем истинная роль и значение армян в мире. У меня есть слабая надежда, что все эти события побудят наших ворчунов прочесть «Книгу скорбных песнопений».
Читайте также