Лента новостей
Алиев «подзуживал»
Новости дня

Всех, кто призывает к смене власти арестовывают или «дают по голове»

22 апреля,2015 23:00

Граната, найденная  на  крыше  другого дома  еще  не  является свидетельством  подготовки  массовых  беспорядков

Согласно   распространенному  заявлению  Следственного  комитета  РА,  в основе  уголовного  дела  против  членов  «Учредительного парламента» —  обвинение в  подготовке   массовых  беспорядков  24   апреля  2015 года,  во время мероприятий  по случаю  сотой годовщины  Геноцида  армян  и  в призыве  к  «неповиновению  сотрудникам властей,  а в случае необходимости  переходу к силовым методам борьбы». Отметим, что  речь  идет  о понятии  «незаконченного преступления»  в теории  уголовного права,  уголовно-правовой   аспект  которого рассмотрим ниже.

Согласно  уголовному  законодательству, этапами преднамеренного преступления считаются законченные и незаконченные преступления .

1) Законченным преступлением признается  действие,  которое содержит  все признаки  состава, предусмотренного Уголовным  кодексом, например,  если  преступник преднамеренно  ударил ножом  пострадавшего, причинив  ему смерть: имеем законченное  преступление  с  материальными  последствиями. Незаконченным преступлением является подготовка преступления  и покушение на преступление.

2) Покушение на  преступление  —  преднамеренное  действие (бездействие), которое  непосредственно  направлено  на совершение  преступления,  если преступление не  было  доведено  до конца по обстоятельствам, не зависящим от лица, 34 статья Уголовного кодекса.  Например,  исполнитель  намеревался  украсть  со склада товар,  но был  пойман  сторожем.  Покушение  на преступление  отличается  от  законченного  преступления   обстоятельством  незаконченности   действия (бездействия), если они не  имело  социально  опасных  последствий  по причинам,  не  зависящим от воли или поведения его исполнителя.

3) Подготовкой преступления  считается  приобретение  или приспособление  средств, инструментов  для  совершения преднамеренного  преступления,  а  так  же преднамеренное создание  других условий, если преступление  не  было  доведено  до конца по обстоятельствам, не зависящим от  преступника, 35 статья Уголовного кодекса. Подготовка  преступления  считается первым  этапом  преступления  и  предполагает шаги  для завершения преступления. Например, лицо заранее фальсифицирует  документы  с  целью  дальнейшего совершения преступления.

Свойства  подготовки  преступления  следующие:

а) приобретение или приспособление средств и  орудий  преступления. В этой группе все предметы и орудия, с помощью которых преступление доводится до конца. Например, лицо  приобретает  оружие или взрывное устройство  для  массовых беспорядков.

б) Создание  других  условий,  кроме средств и орудий преступления,  всякие действия,  нацеленные на подготовку преступления. Например, выполняется  видеосъемка объекта, или отключение его электричества с целью ограбления и так далее.

В уголовном законодательстве  РФ  свойством подготовки преступления  считается также привлечение  участников. Это происходит в том случае, если  к  совершению преступления путем  обещаний, запугивания, шантажа или угроз привлекаются  другие лица, статья  30  Уголовного кодекса  РФ. Перечисленные свойства  называются  объективными. Субъективным  свойством  является  то,  что преступление не доводится до конца, независимо от лица, совершающего его. Это  свойство  присутствует   в том  случае,  если  начатое  преступление  не доводится  до конца  не  по  вине преступника (страх, жалость, нерешительность и так далее), а  по объективным причинам, например, неожиданное появление незнакомого  лица или вмешательства правоохранительных  органов. Уголовная ответственность  за  незаконченное  преступление  предусмотрена   той же статьей особенной части Уголовного кодекса,  что и за законченное преступление,  делается ссылка на статьи 34 и 35. Эта ссылка предоставляет возможность  отличить законченные преступления от незаконченных.

Следующее, уголовное  наказание  за незаконченное преступление предусматривается  только  при особо тяжких преступлениях, то есть, ответственность  за  подобные преступления ограничена.

Отметим, что члены «Учредительного парламента»  обвиняются  в  тяжком преступлении —  подготовке  массовых  беспорядков, статьи  35 и 225  Уголовного кодекса.  Действия   объективной  стороны соответствующего  преступления  сопровождаются  насилием, поджогами, порчей  имущества, применением оружия, взрывчатых веществ и так далее. Следовательно,в случае подготовки данного преступления должны были быть четкие доказательства того, что 24 апреля или позже  с целью подготовки беспорядков Жирайр Сефилян или его сообщники приобрели средства и орудие  преступления(оружие, взрывчатки и так далее), или создали условия для преступления, должны быть  налицо перечисленные выше объективные признаки подготовки преступления. Но в сообщении Следственного комитета РА этой важной детали нет. Это означает, что  отсуствует объективная сторона подготовки преступления, то есть организация массовых беспорядков (граната,найденная на крыше другого дома не являестя доказательством подготовки преступления). Что касается призывов неповиновения  сотрудникам властей и применения силы в их отношении, по моему, они сами по себе не могут иметь уголовно-правовых последствий, так как провоцирующие призывы  звучат во время массовых беспорядков и бывают адресованы  толпе или участникам беспорядков. Кроме того, согласно 3-ей части 225 статьи Уголовного кодекса — «призывы о невыполнении  законных требований предтавителей властей»,  с момента призыва законодательной структуры это преступление считается законченным. Возникает логичный вопрос: если беспорядки должны были произойти  24 апреля или позже, то кому адресованы призывы? Абсурд. Согласно СМИ, Жирай Сефилян  заявил, что  если  представители  власти  будут  действовать  неправомерно,  они предпримут  действия  неповиновения, а это означает совсем другое. Но  выясняется, что Жирайр  Сефилян и другие обвиняются в озвучивании  жестких заявлений в адрес  властей: «мы организуем смену власти», «предпримем шаги гражданского неповиновения » и другие пустые заявления. К стати, в подобных случаях правоохранительные органы обязаны провести предотвращающие, разъяснительные действия, а не лишать невинных  людей  свободы. Согласно теории уголовного права,  идея  предумышленности развития преступления (появление  желания совершить  преступление),  выявление предумышленности и принятие решения о совершении преступления  сами по себе не имеют состава преступления, так как эти  этапы не связаны с общественно опасными действиями (см. «Комментарий к Уголовному Кодексу РФ», Московская государственная юридическая Академия, г. Москва, 2010г.,ст.74).

В судебной практике такие ошибки имеются. В 2009 году  публицисту и историку  Саркису  Каладжяну, предъявли обвинение в  подготовке  террора (в виде убийства)  по отношению к государственному политическому  деятелю и арестовали за его слова о том, что вместо премьер-министра надо убить президента Сержа Саргсяна. Суд, спустя 8 месяцев,  после закрытого судебного процесса озвучил  оправдательный приговор. Кстати, были все условия для предотвращения  намерений  Шанта, но против «революционера» возбудили дело, и мы сейчас имеем  12 заключенных за  хулиганство со злым умыслом, тогда как причины  их  действий политические. Получается, что  всех,  кто призывает  к смене власти  или  арестовывают  или «дают  им по голове».

Арам Мхитарян

юрист, Москва

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать

Календарь
Апрель 2015
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар   Май »
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930