Собеседник «Аравот» – координатор Нагорно-Карабахского Комитета «Хельсинкская инициатива-92» Карен Оганджанян
– Г-н Оганджанян, в преддверии предстоящих в Арцахе 3 мая парламентских выборов партия «Национальное возрождение» выступила с заявлением, что во время избирательной кампании она подвергалась давлению со стороны властных сил, что партия «Национальное возрождение» получает сигналы о грубых нарушениях избирательного кодекса. Имело ли на самом деле место давление на членов и сторонников партии «Национальное возрождение» со стороны высокопоставленных должностных лиц Службы безопасности Арцаха и Аппарата президента НКР?
– На сегодняшний день в Нагорном Карабахе практически все политические силы и власти прекрасно осознают одно – нельзя допускать нарушений действующего избирательного законодательства. На кону находится признание в будущем демократического развития нашего общества со стороны международного сообщества и то, насколько мы соблюдали демократичные принципы во время своих выборов, что в итоге должно стать серьезным вкладом в начало процесса признания независимости НКР. Совсем другое дело, когда определенные политические силы, в том числе партия «Национальное возрождение», заявляют о применении в их отношении давления со стороны властей (президента) и Службы Национальной Безопасности НКР.
Одной подобной жалобой, связанной конкретно с арендой офиса, я занимался лично, и могу со всей ответственностью заявить, что факт шантажа со стороны СНБ начисто отсутствует. Я не исключаю, что определенное использование административных ресурсов и, в первую очередь, человеческих, практикуется во время предвыборной кампании (поскольку многие ответственные лица представляют на местах власть и симпатизируют той или иной политической партии, находящейся у власти). Поэтому исключить субъективные факторы на все 100 процентов невозможно. Такое невозможно исключить даже при самых развитых демократиях.
Читайте также
Я понимаю желание новых партий, включившихся в предвыборную гонку, получить заветный процент для прохождения в парламент, и которые зачастую пытаются использовать методы шантажа и оговоров с целью добиться определенных дивидендов, и тем самым приобрести в глазах избирателей имидж мучеников, что, в конечном счете, может прибавить им голосов.
Отличительной чертой нынешних выборов является то, что из семи партий три входят в правительственную коалицию, а 4 являются новыми. И конкурентный потенциал весьма высок среди всех партий, независимо от их властной или невластной принадлежности. Жесткая борьба развернулась между партией «Свободной отчизна», «Народной партией Арцаха» и «Дашнакцутюн», с целью стать после выборов главной победившей силой, что, по их мнению, даст им право играть особую роль в президентской стране и иметь больше дивидендов при проведении внутренней политики, вплоть до формирования правительства.
В этом отношении нынешние выборы по своей интриге уникальны. Мы впервые видим жесткую конкуренцию партий, входящих в правительство и законодательные структуры, формирующие власть в Нагорном Карабахе, поставивших себе целью – во что бы то ни стало выиграть выборы. И именно эти партии заинтересованы и, по большому счету, следят за тем, чтобы свести к минимуму нарушения, которые полностью исключить невозможно (кстати, используя тот же человеческий административный ресурс). Помимо этих партий нельзя сбрасывать со счетов и «Движение-88», которое выступает с оппозиционных позиций, но имеет весьма неплохие отношения с властью…
– Партия «Движение-88» также выступила с заявлением, что ЗАО «Степанакерт Сервис» отказался размещать их плакаты на общегородском транспорте. Имело ли подобное место? Кроме того, партия «Мир и развитие» представила в мэрию Степанакерта и Центральную избирательную комиссию Нагорного Карабаха жалобу, согласно которой агитационные плакаты партии «Свободная Отчизна» и Армянской революционной федерации установлены на предусмотренных для этого бесплатных местах с нарушениями решения мэрии. Что Вы можете сказать об этих нарушениях?
– Закон не запрещает вывеску рекламных щитов. Но вместе с тем, многие автотранспортные компании принадлежат частным лицам, и политические организации должны сами договариваться с ними. На мой взгляд, имеет место нарушение моральных норм, которые должны быть одинаковы для всех.
– Несколько дней назад Вы встречались с президентом НКР Бако Саакяном и обсуждали процесс парламентских выборов, социально-экономическую ситуацию, а также возможности для гражданского общества и демократии в Арцахе. Каковы взгляды президента, в частности, с точки зрения важности открытых и прозрачных выборов?
– Эта встреча была очень открытой. Меня, как представителя гражданского общества, в первую очередь интересовало то, каким образом будут обеспечиваться прозрачность и открытость как предвыборной кампании, так и сам ход выборов и подсчет голосов. Как известно, к мониторингу за ходом выборов и предвыборной кампании привлечены как местные, армянские, так и международные наблюдатели. Политические организации, гражданское общество, соответствующие государственные структуры должны обеспечить честные и конкурентные выборы и вместе с наблюдателями следить за открытостью и прозрачностью всех этапов выборов.
Я удовлетворен тем, что президент Бако Саакян разделяет мое убеждение в необходимости проведения честных выборов. И более того, он заверил, что они будут именно таковыми, поскольку это исходит из нашей нынешней повестки. Поскольку главное – это не результат выборов. Главное – это то, чтобы народ после выборов принял бы его итоги и в дальнейшем доверял власти, сформировавшейся по результатам выборов. В этом и есть смысл любой демократии, и карабахской в частности.
– Президент Франции Франсуа Оланд вроде бы пытается устроить еще одну встречу Саргсян-Алиев, однако из-за деструктивной позиции Азербайджана переговорный процесс, кажется, зашел в тупик. По Вашему мнению, как должна поступить в такой ситуации армянская сторона, демонстрируя миру применяемую официальным Баку тактику?
– Власти Армении и Нагорного Карабаха должны оставаться приверженными переговорному процессу и демонстрировать это перед всеми международными межправительственными и неправительственными институтами, вне зависимости от желания Азербайджана принимать участие в них или нет. Наши страны должны усиливать составляющие элементы нашей национальной безопасности соразмерно объективным и субъективным угрозам со стороны Азербайджана и других региональных стран, заинтересованных в дестабилизации ситуации в Нагорном Карабахе и Армении. И самый лучший рецепт на сегодняшний день, как представить себя миру на фоне безобразного и бесчеловечного режима в Азербайджане – это создать процветающие демократии в наших странах.
– Недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров, на пресс-конференции, последовавшей вслед за переговорами с Эдвардом Налбандяном, произнес такую фразу – «мы даже мысли не допускаем, что конфликт перейдет в горячую фазу». Как вообще в Карабахе оценивают поведение России в вопросе установления мира, когда та же самая Россия продает Азербайджану вооружений на миллиарды долларов, в то время как она является страной-сопредседателем Минской группы ОБСЕ.
– Заявление Лаврова – это свидетельство того факта, что в сложившихся нелегких для Российской Федерации условиях (финансовый кризис, снижение международного имиджа из-за войны в Украине), перевод Нагорно-Карабахского конфликта из замороженного в горячее состояние стал бы весьма нежелательным процессом, который может стать неподконтрольным, и привести к тому, что Россия лишится возможности проводить свою экспансионистскую политику на своих южных рубежах.
С другой стороны, вполне понятно стремление России продавать Азербайджану сверхсовременные виды вооружений. Это, в первую очередь, позволяет пополнять оскудевший бюджет России на фоне тотального мирового эмбарго на торговлю с нею, и с другой стороны, у азербайджанской власти она как бы создает имидж партнера. Лично я считаю, что подобная политика России крайне безнравственна и когда-нибудь она завершится для нее плачевно.
Эмма ГАБРИЕЛЯН