«Главная цель в послании Давутоглу, которая красной нитью проходит через весь текст, знак равенства между жертвами Геноцида армян и мусульманами, солдатами, погибшими на полях сражений в годы Первой мировой войны. Это старый турецкий трюк – рассматривать всех погибших в одной плоскости и создать таким образом впечатление, что это общее страдание и боль, и они поминают всех погибших», – такое мнение высказал в интервью Aravot.am заведующий отделом «Истории Армянского вопроса и Геноцида армян» Института истории Национальной академии наук, историк Армен Марукян по поводу заявления премьер-министра Турции Ахмета Давутоглу, с которым тот выступил 20 апреля.
Обращаясь к словам Давутоглу, что в память об армянах в Армянском патриархате Стамбула 24 апреля пройдет литургия, г-н Марукян отмечает, что тот слукавил: «Потому что на самом деле Армянский патриархат Стамбула отслужат литургию в память обо всех погибших в Османской империи в Первой мировой войне, в том числе и мусульманах, павших на поле боя. Это не литургия в память об армянах».
Давутоглу в своем послании также указал: «Как внуки принадлежащих к разным этническим и религиозным группам народов, которые в годы Первой мировой войны перенесли эти страдания, мы поминаем происшедшее и воздаем дань уважения умершим османским армянам и соболезнуем их внукам». По мнению историка, это циничная формулировка приводит к путанице в европейских странах, так как государство-преступник должно не соболезновать, а просить прощения: «Когда они отмечают, что Турция готова повернуться лицом к своей истории, – а такой призыв содержится в послании Папы Римского и резолюции Европейского Парламента, – они считают, что повернуться лицом – это выразить только сожаления, и при этом акцент ставится на общие страдания».
Цитируя слова Давутоглу, что «… сводить все к одному слову и путем обобщения возлагать ответственность только на турецкий народ, прибавляя к этому слова ненависти, спорно с правовой и моральной точки зрения», Армен Марукян указывает: «О совести и праве говорит та страна, которая отвергает совесть и извращает международное право. Это проблема самой Турции, потому что это она совершает преступление против человеческой совести, отрицая Геноцид армян, и пытаясь избежать международной юридической ответственности, которая может последовать за признанием Геноцида армян».
Читайте также
Историк отметил, что Турция пытается представить свершившееся в контексте мировой войны, но армянская сторона обязана дать на это ответ: «Политика геноцида началась во время Абдул Гамида, когда Первая мировая война еще не началась, и Османская империя и ее преемник Турция продолжила осуществление геноцида. Первая мировая война закончилась в 1918 году, но Кемаль [Мустафа Кемаль Ататюрк] продолжил осуществлять геноцид армян и турецкая армия вторглась в Восточную Армению, а в 1921 году он устроил резню киликийских армян».
По сути, послание Давутоглу, как считает армянский историк, представляет собой попытку успокоить международное сообщество, поскольку Турция подверглась прессингу со стороны Европы. Г-н Марукян отмечает, что премьер-министр Турции высказался дипломатично, в мягкой и сдержанной форме, а накануне 24 апреля выступит и президент Эрдоган, пытаясь ослабить оказываемое на них давление.
Сейчас в Белом доме, по мнению историка, думают над тем, какую новую формулировку придумать для Геноцида армян, и США будут пытаться сохранить золотую середину. Но произошли некоторые перемены, и Турция, взяв на вооружение амбициозную политику и собственную политическую линию, порой в открытую противопоставляется интересам США и ЕС: «Это приведет к тому, что Турцию действительно приструнят, объяснят, что у нее нет того веса, чтобы она могла брать на себя такую роль в регионе. Ничего нельзя исключать, но я думаю, что какие бы заявления ни звучали, на Турцию будет оказываться некоторое давление, потому что уже есть признаки того, что у нее с Россией заключено газовое соглашение, а главное место занимают экономические и геополитические интересы. Мы должны понимать, что вопрос Геноцида является инструментом для регулирования их отношений с Турцией, у нас не должно быть больших ожиданий, что Соединенные Штаты предпримут что-то ради армян. Мы должны руководствоваться собственной повесткой, а не обуславливать свои шаги с той или иной страной».