«На самом деле, в армяно-турецких протоколах есть предусловия. Президент отметил только одно – уступить Нагорных Карабах Азербайджану, но это третье предусловие, которое не зафиксировано в протоколах»,- в беседе с Aravot.am отметил заместитель председателя партии «Наследие» Армен Мартиросян, касаясь заявлений Сержа Саргсяна: президент Армении в интервью международным СМИ заявил, что Ереван не готов строить отношения с Анкарой на предусловиях.
В том же интервью, президент Армении отметил, что для нас желательна ратификация протоколов: «Мы не аннулировали подпись Республики Армения. В таких вопросах мы учитываем не только действия турецких властей, но и наши интересы, будущее наших народов и усилия посредников, которые участвовали в процессе. Думаю, у турецких властей пока еще есть время ратифицировать протоколы. Когда они ратифицируют документы, согласно нашему национальному законодательству много времени не потребуется для того, чтобы отправить их обратно в армянский парламент». Серж Саргсян отметил следующее предусловие Анкары: «Турки говорят, что для ратификации этих документов надо урегулировать армяно-азербайджанские отношения. То есть, у нас никаких предусловий нет, а турки предусловием считают армяно-азербайджанские отношения». По словам Армена Мартиросяна, действительно, отзыв протоколов из парламента значения не имеет: «До тех пор, пока Армения не аннулировала подписи, протоколы есть и имеют воздействие на внешнюю политику. Власти Армении пообещали международному сообществу, что подпишут протоколы, а взамен на признание выборов готовы ратифицировать их».
Лозунг мероприятий столетия Геноцида — «Помню и требую!». Понятно, что мы помним преступления, резню, но в плане требований есть неопределенность. Серж Саргсян на вопрос о том, какие ожидания у Еревана от Турции, ответил: «Наше желание всего лишь в том, чтобы турецкие власти заявили, что на самом деле в Османской империи произошел Геноцид армян, спланированное уничтожение людей, живущих на этих территориях тысячилетиями. Таковы наши ожидания». О каких-либо требованиях Серж Саргсян не заявил. На вопрос, обманывает ли Серж Саргсян международное сообщество, так как знает, что признанию последует четкий процесс, Армен Мартиросян ответил: «Это всего лишь дипломатический лексикон. Но в любом случае в Турции знакомы с международным правом и осознают, что признание предполагает устранение последствий. Этого требуют нормы международного права. А устранение последствий означает возвращение всего того, что было утеряно нами вследствие Геноцида. Турки прекрасно понимают, что Серж Саргсян не может вечно быть президентом Армении, которая требует всего лишь признания Геноцида. Ситуация, политические деятели меняются, быстро меняется и ситуация в мире. Так что не думаю, что в Турции есть наивные люди, которые не понимают, что за требованием признания последует требование компенсации. Если бы не было вопроса возмещения, думаю, турки давно уже произнесли бы это слово, освободив горло от сжимающей руки международной общественности. Но они знают что будет после признания, поэтому и не признают.
Серж Саргсян заявляет, что для нас не является жизненно важным вопрос закрытой границы с Турцией. Армен Мартиросян замечает: «С этой мыслью я полностью согласен. Конечно, никто не сомневается, что открытие границы благоприятно повлияет на экономику Армении. Но открытые границы окажут положительное влияние и на экономику Турции, на региональные процессы. А для Армении жизненно важное значение имеет система управления, нацелена ли она на развитие страны или, как сейчас, на стагнацию и деградацию».