«Сейчас напряжение между официальным Ереваном и Анкарой достигло пика, и должны появиться тенденция к спаду. Мы должны четко понимать, каким государством является Турция, и какие она имеет проблемы», – заявил в беседе с Aravot.am Давид Шахназарян. Отвечая на вопрос, приведет ли сдвиг в армяно-турецких отношениях к открытию границ, Давид Шахназарян отметил, что границы так скоро не откроются, но шаги в этом направлении должны предприниматься: «И мы должны быть готовы к этим шагам, не ставя перед Турцией никаких требований. У меня к Турции только одно требование – чтобы она выполняла свои обязательства, взятые перед международным сообществом. Блокада – это грубое нарушение международного права. Моя позиция в отношении Турции была и остается прежней, у нас нет территориальных претензий к Турции, мы признаем нынешние границы, и международные отношения должны быть установлены без каких-либо предварительных условий».
Давид Шахназарян из мировых откликов на столетие Геноцида армян выделяет особенно послание и оценки Папы Римского, литургию в Ватикане, но для него было совершенно неожиданным заявления президента Германии и спикера Бундестага, а также законопроект, вокруг которого начались обсуждения: «Это было огромным признанием для нашей страны. То, что предпринял президент Турции 24 апреля – празднование Галлиполийской битвы, было направлено против мероприятий, посвященных Геноциду армян, но именно оценками этих мероприятий попытки Турции потерпели провал. Шаг Эрдогана, отметить столетие битвы при Галлиполи именно 24 апреля, имел внутриполитическое значение. В перспективе, 7-го июня, в Турции ожидаются парламентские выборы, а Эрдоган больше политический, чем государственный деятель, поэтому ему более важны его голоса. Он использует армяно-турецкие отношения в основном для внутриполитических целей, пытаясь празднованием победы при Галлиполи заглушить голос планеты».
Давид Шахназарян отметил, что делегация США в Стамбул не поехала: «Соединенные Штаты были представлены на уровне посла США в Турции, а в Армению была направлена делегация во главе с министром финансов. Этим Соединенные Штаты еще раз подчеркнули различие в своих подходах».
Как отмечает политик, Барак Обама не назвал геноцидом истребление армян в 1915 году, исходя из напряженности в американо-турецких отношениях. «За последнее десятилетие эти отношения находятся в самом обостренном состоянии, я думаю, Вашингтон значительно снизил бы этим шагом свое влияние на Турцию, которое и без того сейчас не такое уж и большое. В этом смысле, Обама руководствовался интересами безопасности не только США, но и на Южном Кавказе и Ближнем Востоке».
Читайте также
Какие выводы можно делать из 24 апреля, по словам Давида Шахназаряна: «Тот политический и моральный потенциал, который имеется, должен быть направлен на лоббирование в Европе и Америке вопроса об окончательном урегулировании проблемы НКР. Я уже говорил как-то раз, что спустя сто лет после геноцида у нас есть государство и наша приоритетная задача создать демократическую страну, где уважаются права человека и царит верховенство закона. И в цивилизационном плане мы должны обойти и Азербайджан, и Турцию, так как те переживают регресс, а у нас такие возможности есть. В этом заключается наша основная задача после 100-летия геноцида».